Подготовка макета многостраничного каталога
Содержание:
- Штрих-код
- Особенности профессии
- Обучение на верстальщика в полиграфии
- Вылеты под обрез, отступы и технологические поля для разного вида продукции. Схема биговки и фальцовки.
- Размер, разрешение и качество растровых изображений
- Векторные изображения
- Особенности профессии
- Баннеры, широкоформатная печать
- Общая информация
- Цвет (красочность)
- Шрифты
- Пластиковые карты
- Продукция с вырубкой
- УФ-лак
- Тиснение фольгой
Штрих-код
При заказе штрихового кода мы обязательно должны знать его тип. Многие программно-аппаратные комплексы в магазинах, на складах и прочих местах используют предназначенную только для них систему кодирования. Чтобы воспроизвести такой штрих код на Вашей продукции нам необходимо знать название данной системы кодировки, которую Вам обязаны сообщить поставщики программно-аппаратных комплексов считывания кодированной информации.
Штрих код для идентификации продукции EAN-13 присваивается специальными организациями. Данные регистраторы заносят Ваш штрих код в мировые базы данных, и после этого товар будет узнаваем во всех торговых сетях мира.
В России используются в основном форматы EAN-13 для нанесения на товары и ITF для использования
на транспортных упаковках. При считывании штрихового кода сканер реагирует на чередование темных
и светлых полей, поэтому контраст между штрихами и пробелами должен быть достаточным для его работы. Инверсия штрих-кода не допускается.
EAN 13
Первые 12 числе штрихового кода несут информацию ( страна производитель, код товара), а последнее число получается автоматически. Поэтому штриховые коды идущие по порядку сделать невозможно.
По порядку могут идти только предпоследние числа, нельзя сгенерировать штрих-коды типа ХХХ ХХХ ХХХ 000 1, ХХХ ХХХ ХХХ 000 2 и т. д., возможна только последовательность ХХХ ХХХ ХХХ 001 7, ХХХ ХХХ ХХХ 002 4 и т.д).
Как проверить контрольный знак в товарном штрихкоде EAN-13
ШАГ 1. Отбросить контрольный разряд (крайний справа).
ШАГ 2. Сложить разряды, стоящие на четных местах.
ШАГ 3. Результат ШАГа 2 умножить на 3.
ШАГ 4. Сложить разряды, стоящие на нечетных местах.
ШАГ 5. Суммировать результаты ШАГов 3 и 4.
ШАГ 6. В полученном числе крайнюю справа цифру вычесть из 10. Полученный результат и есть значение контрольной цифры.
ITF 14
Первые 6 цифр — индекс предприятия связи места приёма. Пять цифр с девятой по тринадцатую — уникальный номер почтового отправления, принятого в предприятии связи в текущем месяце. Последняя, четырнадцатая цифра — контрольный разряд, который вычисляется по следующему правилу:
1. Сумма цифр в нечётных позициях умножается на 3;
2. Суммируются все цифры в чётных позициях;
3. Суммируются результаты действий пунктов 1 и 2;
4. Из 10 вычитается остаток от деления суммы из пункта 3 на 10. Это число и есть контрольный разряд. (В случае, если результат пункта 4 кратен 10, то контрольный разряд равен 0).
В некоторых случаях можно не ставить контрольную цифру, тогда штрих код состоит из 14 информационных чисел. ( не все программные комплексы позволяют это делать и так же не все их считывают)
Произвольный штрих код.
Что бы сделать штрих код для частного использования с последовательно идущими цифрами необходимо воспользоваться любым из линейных штрих кодов например Code 39, Codabar и другие.
Для частного использования (дисконтные и подарочные карты, внутренняя документация и т.п.) Вы можете также воспользоваться кодами EAN-13 и ITF-14, если будет позволять разрядность. В этом случае последняя цифра кода будет формироваться автоматически. Следует только учесть, что эти штрих-коды
не будут присутствовать в международных базах данных.
ВНИМАНИЕ! Перед печатью тиража убедитесь, что Ваше оборудование сможет прочесть штих-код
и правильно интерпретировать закодированную в нем информацию. Для быстрой проверки можно использовать сканер штрих-кода в специальном приложении на телефоне.
Особенности профессии
Дизайнер-верстальщик – многогранный специалист, который сегодня работает не только в типографиях, но и в интернет-изданиях, принимает участие в создании электронных книг и может найти вакансию в смежной сфере. Он обладает пространственным мышлением, выполняет подготовку и верстку буклетов, брендбуков, фотокниг, газет, журналов, плакатов, учебников, художественных книг – массив работы просто огромный.
Обязанности дизайнера-верстальщика варьируются в зависимости от компании, в которой он работает. В крупных типографиях он занимается версткой, в небольших – приемом заказов, обработкой фото, выбором шрифта и прочими задачами. Еще 10-15 лет назад верстальщики выполняли поставленные задачи вручную, однако сегодня они используют для создания полиграфической продукции специальные программы, поэтому профессия все больше уходит в графический дизайн.
Дизайнер-верстальщик принимает участие в разработке макета, а также вносит в него правки, если того требует верстка. Сотрудничает с заказчиком и руководителем проекта, корректором и редактором, а также технической командой, которая будет выполнять перенос макета на бумагу или другой материал.
Обучение на верстальщика в полиграфии
Циклы теоретических и практических занятий по верстке многостраничных изданий входят в программу специализированных средне специальных учебных заведений, таких как Московский государственный издательско-полиграфический колледж им. И.Федорова, а также ВУЗов, дающих знания в области полиграфии, например МГУП им. И.Федорова или любых институтов, имеющих факультет дизайна. Но гораздо быстрее и качественнее вы сможете освоить эту специальность, пройдя курсы по работе с компьютерными графическими редакторами (иначе – настольными издательскими системами), то есть с Adobe InDesign, Illustrator и Photoshop (особый акцент сделайте на Adobe InDesign), а также прочитав несколько книг по типографике и верстке (особо рекомендуется книга Джеймса Феличи «Типографика: шрифт, верстка, дизайн», содержащая в себе огромное количество полезнейшей информации для верстальщика), и применив все эти знания на практике под руководством опытного верстальщика, готового передавать свои знания младшим сотрудникам.
Вылеты под обрез, отступы и технологические поля для разного вида продукции. Схема биговки и фальцовки.
Вылеты (выпуски под обрез) обязательны, когда часть изображения уходит под обрез. Не размещайте значимые элементы на макете ближе к краю или линии сгиба, чем на 3-5 мм! Ниже приведены схемы
с учетом технологических полей и вылетов для каждого вида продукции.
• Для листовой продукции (листовок, флаеров, лефлетов, визиток) вылеты равны 2 мм.
• Для многостраничных изданий (буклетов, каталогов, журналов) вылеты не менее 3-5 мм.
• Для скрепления на пружину, болты, кольца безопасные поля и размеры указаны на схеме.
* Значения указаны от обрезного размера
• Для сверления, пробивания стандартных отверстий безопасные поля и размеры согласно схеме ниже.
*Значения указаны от обрезного размера
• Для изделий под вырубку (с фигурным краем) – вылеты и безопасный отступ до края не менее 3-5 мм.
Если в Вашем макете планируется биговка или фальцовка, проследите, чтобы на место сгиба не попала значимая информация! Помните, что для изображения на обороте схема фальцовки будет зеркальной! Ниже дана стандартная схема фальцовки для буклета А4.
Размер, разрешение и качество растровых изображений
- Для офсетной и цифровой печати подходят изображения с разрешением 300 dpi в масштабе 1:1.
- Для широкоформатной и интерьерной печати вполне достаточно разрешения 150 dpi.
- Для баннеров больших размеров, которые будут находиться на удалении от наблюдателя, допускается разрешение 72 dpi
- По возможности используйте в макете изображение в формате: TIFF с компрессией LZW или ZIP. Использование изображения в формате JPEG с большой компрессией приводит к потере качества изображения (на границах цветов и на плавных переходах оттенков могут быть JPEG-артефакты – посторонний шум).
СОВЕТ! Развеять все сомнения насчет цвета и качества изображения в макете для офсетной печати поможет цветопроба (печать спорного фрагмента изображения с имитацией цветопередачи офсетного процесса). Для цифровой печати возможно изготовление пробного образца. Для интерьерной и баннерной печати возможна печать небольшой части макета, которая вызывает наибольшие сомнения.
Векторные изображения
Минимальные толщины линий должна быть: 0,2 pt (0,071 мм) – для одноцветных линий; 0,5 pt (0,176 мм) – толщина многоцветной линии или белой линии на составном фоне..
Тонкие черные линии и обводки лучше задавать 100% черным (black) и при переводе из цветовой модели RGB в CMYK проверять их значения по цвету, ибо в некоторых работах эти нюансы очень важны (например в черно-белых чертежах и рисунках, где присутствие составного черного в тонких линиях может стать причиной брака или нести за собой увеличение стоимости тиража).
То же самое касается очень мелкого черного текста и других векторных объектов.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
- Мелкие объекты и тонкие линии выглядят лучше, если они окрашены только одной из четырех составляющих CMYK.
- Не рекомендуется делать мелкие белые объекты, мелкий белый текст и тонкие белые линии на фоне, состоящем из нескольких красок, т.к. они могут не пропечататься или пропечататься частично.
- Не используйте атрибуты Overprint там, где это не нужно! Проверяйте их отсутствие, даже если
Вы их не задавали! При переносе изображений из Adobe Illustrator в Corel Draw они могут сохраняться, даже если Вы измените цвет объекта. Поэтому объекты с белой заливкой или других светлых цветов могут «исчезнуть» с напечатанного макета.
Все присланные макеты проходят проверку в отделе допечатной подготовки, и наши специалисты помогут Вам отследить эти моменты.
Особенности профессии
Верстальщик работает преимущественно с многостраничными изданиями: журналами, газетами, книгами, каталогами, брошюрами.
Но кроме этого он также верстает листовки, прайс-листы, модульную рекламу в прессу, буклеты, календари, визитки и другую полиграфическую продукцию. В обязанности верстальщика в издательствах журналов и газет входит создание макета этих многостраничных изданий, состоящих преимущественно из текста и изображений. Верстальщик может подчиняться бильд-редактору, котрый отвечает за своевременное и корректное наполнение страниц необходимой информацией и зачастую дает верстальщику задания вмонтировать в тот или иной разворот или целую серию страниц, посвященных одной теме, текст и необходимые изображения. После верстки этот макет передается дизайнеру или арт-директору издания, который облагораживает страницы и делает их визуально-интересными читателю, после чего вновь возвращает макет верстальщику на доработку текстовой составляющей.
То, что делает верстальщик с текстом, представляет собой целую типографическую науку. Существует целый ряд терминов, например: «висячая строка» (когда «одинокая» первая строка абзаца оказывается в самом конце страницы, либо последняя строка абзаца выталкивается на следующую страницу, это считается некрасивым), «висячий предлог» (любые предлоги, попавшие в конец строки, что считается неправильным), «интерлиньяж» (расстояние между строками) и так далее. Все эти термины входят в огромный свод правил о том, как должен выглядеть текст. Верстальщик знает все эти правила и занимается визуальным «причесыванием» текста, который в итоге должен оказаться читабельным, ровным, красивым, с логично расположенными текстовыми блоками, выделенными подзаголовками, с отсутствием каких-либо висячих предлогов, тире и строк и отстоящим от картинок на равном расстоянии на протяжении всего макета. Кроме того, он знает знаки корректорской правки и вносит финальные исправления в текст готового макета издания. После этого верстальщик передает свою работу специалисту по допечатной подготовке, а если он совмещает две должности, что часто происходит, то сам готовит макет к печати согласно всем техническим требованиям, полученным от типографии. Часто верстальщик работает под руководством не бильд-редактора, а арт-директора и выполняет его указания по поводу дизайна макетов. В этом случае он иногда называется также ассистентом арт-директора.
Что касается типографий, то они зачастую ищут себе в штат верстальщика, имея в виду и верстальщика, и специалиста по допечатной подготовке в одном лице, так как им надо не только готовить макеты клиентов к печати, но и создавать что-либо с нуля (чаще всего буклеты, листовки, календари, каталоги). И если типография не имеет специального отдела дизайна, то предполагается, что верстальщик будет совмещать уже несколько специальностей, то есть, помимо перечисленных, он будет еще и дизайнером, и цветокорректором, а иногда и конструктором (когда понадобится сконструировать макет папки или упаковки). При этом в трудовой у него будет стоять запись «верстальщик» или «дизайнер-верстальщик», а в обязанности будет входить далеко не одна верстка.
Кроме знания всех премудростей типографики и технического редактирования текста, верстальщик должен уметь работать с таблицами, что является одним из особенно сложных пунктов мастерства данного специалиста. Таблицы имеют свои правила верстки, а также довольно технологически сложны в исполнении (если вы сталкиваетесь с этим впервые).
Баннеры, широкоформатная печать
В нашей типографии возможно изготовление баннеров для некоторых стандартных конструкций:
- X-Banners (Х-Баннер стенд). Конструкция состоит из 4-х шарнирно закрепленных упругих усов, растягивающих плакат. 5-й ус служит опорой для стенда. Плакат (фотополотно) крепится на люверсах, установленных в углах плаката. Конструкция выпускается под размер плаката от 450х800 мм до 950х2000 мм.
- Roll-up (Ролл-апп). Классическая конструкция типа «Экран». Плакат (фотополотно) вытягивается из основания, стоящего на полу и закрепляется на вертикальной стойке. Конструкция выпускается под размер плакатов 850х2000 мм, 1000х2000 мм, 1200х2000 мм, 1500х2000 мм.
Возможна печать на различных по текстуре и свойствам материалах, образцы можно посмотреть у менеджеров типографии.
Для передаваемых макетов предпочтительнее растровые форматы файлов (TIFF, PSD, PSB), разрешением не более 72 dpi (для баннеров) и 150 dpi для интерьерной печати.
Большие заливки черного лучше задавать составным цветом, например C – 60%; M – 50%; Y – 50%; K – 100%.
Если конструкция баннера подразумевает использование люверсов, то не размещайте значимую текстовую и графическую информацию ближе к краю, чем на 60 мм.
Общая информация
- Все присланные макеты проходят проверку в отделе допечатной подготовки, и наши специалисты помогут Вам отследить спорные моменты на этапе подготовки к печати.
- В случае, если Ваш файл не соответствует нашим требованиям нам придется привести его к печатному виду и скорее всего за дополнительную плату.
- Не стесняйтесь задавать вопросы нашим специалистам из отдела допечатной подготовки до начала работы над макетом! Поправить готовый макет бывает гораздо сложнее, чем сразу сделать правильно! Может пострадать качество Вашего заказа, а сроки изготовления и его стоимость увеличатся.
- Вы всегда можете получить консультацию у наших специалистов и рассчитывать на помощь в подготовке макета для печати.
- Развеять все сомнения насчет цвета и качества изображения в макете поможет цветопроба (печать спорного фрагмента изображения). Так же Вы можете воспользоваться услугой по изготовлению пробного образца или прототипа упаковки.
Наша типография обладает большим парком полиграфического оборудования и может помочь Вам воплотить в жизнь самые смелые и технологически сложные дизайнерские проекты. Если Вы новичок
в полиграфии, впервые задумываетесь над размещением заказа в нашей типографии и опасаетесь, что что-то не так с Вашим макетом, то ЗДЕСЬ мы собрали специально для Вас всё (или почти всё), чтобы избежать досадных ошибок и разочарования от конечного результата. Даже если Вы профессионал
в своем деле, возможно, Вы тоже найдете для себя ЗДЕСЬ что-то интересное!
Цвет (красочность)
Все элементы макета должны быть в цветовой модели CMYK, Greyscale или Pantone. Перед передачей макета в типографию убедитесь в отсутствии посторонних цветов или объектов в RGB в Вашем макете.
Используйте для перевода из одной цветовой модели в другую цветовой профиль ISOcoated_v2_300_eci, (задается в настройках цвета документа или программы). Скачать сам профиль и получить инструкции
по его установке можно в этом разделе на сайте https://www.vsrok.com/poleznaya-informatsiya/trebovaniya-k-maketam/
Если нужно отработать заданные Вами на элементах параметры Overprint, то обязательно укажите
это в текстовом сопровождении при отправке файла. По умолчанию в нашей типографии отработка Overprint отключена.
ВАЖНО!
- Не используйте большие заливки цветом менее 3-5%.
- Максимальная плотность (суммарное покрытие) красок не должно превышать 300%.
- При печати изображения в 1 цвет (например, черно-белое фото) переводите его в режим Grayscale.
- Черные большие заливки или плашки лучше задавать составным цветом (С=60 М=50 Y=50 К=100). Данный «составной» цвет будет выглядеть более насыщенно, но не забывайте, что в этом случае печать будет полноцветная ( в 4 краски).
- Черный цвет очень коварен: если собираете коллаж из нескольких изображений на черном фоне,
то проверьте его числовые значения в разных частях макета: даже если визуально на экране монитора он кажется Вам однородным, то из-за разной плотности заливки при печати могут вылезти границы монтируемых изображений! Для контроля можно также использовать просмотр изображения
по каналам (меню Channels в Adobe Photoshop) или вкладку Separation Preview в Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Adobe Acrobat.
Шрифты
Весь текст в небольших макетах мы рекомендуем перевести в кривые.
- CorelDRAW – верхнее меню «Arrange» (Упорядочить рус.) — команда Convert to curves (Преобразовать в кривые рус.)
- Adobe InDesign, Adobe Illustrator – верхнее меню «Type» — команда Create Outline
- Adobe Photoshop – верхнее меню «Type» — команда Rasterize Type Layer
Для многостраничных и многополосных изданий с большим количеством текста, а также для макетов,
где необходимо вносить корректировки по тексту непосредственно в типографии, мы рекомендуем приложить используемые шрифты. Обычно программы верстки позволяют это сделать автоматически
с помощью следующих команд:
- CorelDRAW – Collect for output (Собрать для вывода рус.) в верхнем меню «File».
- Adobe InDesign – Package в верхнем меню «File».
- Adobe Illustrator, Adobe Photoshop – такой команды нет, поэтому соберите используемые шрифты вручную, если не знаете альтернативных способов.
ВАЖНО!
Всегда прикладывайте PDF-версию вашего макета, или JPG-файл, для контроля нашими специалистами правильности открытия начертаний шрифтов в документе!
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Чем меньше размер шрифта, тем сложнее его читать. Поэтому при просмотре макета используйте реальное отображение размера файла, а еще лучше – сделайте распечатку в натуральный размер.
Для цветного текста, заданного в несколько красок, минимальный размер шрифта 6-8 pt в зависимости от начертания шрифта. Это касается и белого текста на цветных плашках заданного «вывороткой».
Не рекомендуем задавать составным черным цветом мелкий текст, используйте К=100.
Практически любая программа позволяет записать Ваш макет как PDF-файл, тогда все шрифты «встроятся» и не придется собирать их вручную или другим способом
При записи обратите внимание и на другие важные параметры: разрешение растровых изображений, цветовую модель (если доступна эта опция), вылеты.
Пластиковые карты
К макетам пластиковых карт применяются те же требования, что и к офсетным работам, за исключением некоторых дополнений.
Пластик для изготовления пластиковых карт бывает пяти цветов (белый, серебро, золото).
Цветопередачу на каждом из материалов необходимо учитывать на этапе разработки дизайна.
В дизайне следует избегать плотных заливок в случае не белого цвета пластика. Например, черная или синяя плашка на золоте или серебре будет смотреться «рябой» из-за структуры запечатываемого материала.
В случае наличия тиснения на пластиковой карте не рекомендуется на обороте карты делать в дизайне тени и другие элементы, связанные с тиснением, так как в этом случае невозможно достичь
их приемлемого совмещения. Данное требование не распространяется на лицо карты.
Расположение всех элементов на макете должно соответствовать схеме, приведенной ниже.
ВАЖНО! На обороте пластиковой карты зона размещения информационных элементов дизайна (номера телефонов, рекламная информация, примечание и т.д.) меньше, чем на лице.
Магнитная полоса для кодирования имеет ширину 12,7 мм. По общепринятым правилам размещается на обороте карты на расстоянии 4 мм от края.
Шрифт для эмбосирования бывает двух размеров (размер поля, в которое вписывается символ +, пробельное расстояние слева и справа): 5х3 мм и 3х2,5 мм.
Полоса для подписи имеет три возможных размера: (45х7,5; 80х8; 65х10) и произвольное местоположение. В случае использования нестандартных размеров добавляется стоимость металлического клише.
Скретч-полоса (элемент, который можно стереть с карты) имеет размер 8х45 мм, либо 6х36 мм.
Отверстие под клипсу имеет размер 15х3. Делается на расстоянии 5 мм от края карты.
Продукция с вырубкой
Для изделий под вырубку изготавливаются специальные ножи (штанц-формы), для каждой продукции свой.
Наша типография обладает большим количеством уже готовых вырубных форм, Вы можете сэкономить на изготовлении нового ножа и воспользоваться ими. Свяжитесь с менеджером, и Вам подберут и вышлют подходящий контур ножа для макетирования. Или закажите свой, уникальный штамп под продукцию. Форма вырубки ограничена лишь Вашим воображением и размером печатного листа!
ВАЖНО! Требования к контурам для изготовления штампа:
- Диаметр скругления дуги не может быть меньше 2 мм.
- При создании контура, избегайте острых углов менее 30 градусов.
- Располагайте вырубные элементы на расстоянии не менее 3 мм друг от друга. Минимальное расстояние между линиями биговки — 2 мм.
- Избегайте очень мелких элементов и большого их количества.
- Обязательно задайте для изображения под вырубку вылеты не менее 3-5 мм.
СОВЕТ!В нашей типографии есть возможность изготовить изделие с контурами любой сложности
от 1 экземпляра. Это очень удобно для изготовления пробного образца (прототипа) до процесса изготовления штанц-формы и печати тиража.
УФ-лак
УФ-лак (UV-лак) может быть матовым и глянцевым. Также мы активно используем глиттерный лак с добавлением блесток и текстурный лак для создания рельефного изображения («капли дождя», «песок», «дерево» и другие эффекты). УФ-лак может быть сплошным и выборочным.
Что нужно знать для подготовки макета с выборочным УФ-лаком:
- Минимальная толщина линий для выборочного лака – 1 мм (если Вам требуется совмещение
с напечатанным изображением или Вы хотите использовать текстурные лаки). Для нанесения глянцевого уф-лака без совмещения с изображением или на чистый лист — минимальная толщина линии составляет 0,5 мм. - При использовании текстурных видов лака его изображение не должно доходить до линии реза
на 0,5-1 мм, в местах биговок, фальцовок. Обязательна выворотка 2-3 мм. - При подготовке макета элементы с выборочным лаком нужно вынести на отдельный слой или каким-либо другим способом визуально отделить от остального макета (например, задать любым цветом Pantone).
Тиснение фольгой
Допустимые форматы файлов: *.cdr (CorelDraw) / *.pdf (Adobe PDF) / *.ai (AdobeIllustrator) / *.eps (EPS). Принимаются в работу только векторные изображения, соответствующие следующим критериям:
- Все шрифты должны быть переведены в кривые.
- Не рекомендуется использовать шрифты размером меньше 5pt (при выворотке — менее 6-7pt).
- Недопустимо использование растровых изображений.
- Не рекомендуется делать в дизайне тени и другие элементы, связанные с тиснением, так как в этом случае невозможно достичь их приемлемого совмещения.
- при тиснении фольгой толщина линий и пробелов не менее — 0,4 мм
- при конгреве толщина линий и пробелов не менее — 1,5 мм
ВАЖНО! Макет в файле должен быть в масштабе 1:1