Руководство по размерам шрифта в дизайне интерфейсов

Содержание:

Термины и понятия

В рамках печатного дела самыми главными терминами являются «шрифт», «кегль». В образовательном курсе подготовки таких специалистов обязательно рассказывают, что каждое из этих слов обозначает. Впрочем, шрифт – термин, который многим знаком и без специального образования, а вот с тем, что представляет собой кегль, сталкивались далеко не все. Кегль – это размер шрифта, для типографии исключительно значимая характеристика текста. Современная техника позволяет запросто менять размер набранного шрифта. В текстовых редакторах есть специальная панель инструментов, где можно настраивать удобный размер. А вот в старых печатных мастерских это было намного сложнее: приходилось составлять набор из букв строго определенных размеров, а при смене кегля менять клавиши для печати.

Что такое шрифт, объяснить несложно. В общем случае под термином понимают правила написания всех букв алфавита в рамках одного набора. Дополнительно они распространяются на знаки препинания и цифры. При этом размер совсем не важен, шрифт определяет исключительно начертание, то есть визуальную, эстетическую составляющую текста. Большинство современных текстовых редакторов позволяют использовать разные шрифты. В операционную систему компьютера также можно встроить дополнительные шрифты (некоторые присутствуют по умолчанию, но их хватает не всем). Тогда они появятся во всех установленных программах, допускающих менять эту характеристику текста.

Группы стандартных шрифтов

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:

— рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;

— шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;

— медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;

— обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;

— брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;

— новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

Классификация шрифтов

Классификация шрифтов по ГОСТ

  1. Группа рублёных шрифтов. В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.
  2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
  3. Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
  4. Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
  5. Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
  6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
  7. Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Классификация на основе системы Максимилиана Вокса

  1. Humanes (венецианская антиква)
  2. Garaldes ()
  3. Réales ()
  4. Didones (антиква нового стиля)
  5. Insises (шрифты, имитирующие надписи на камне)
  6. Linéales (гротески)
  7. Mécanes (брусковые шрифты)
  8. Manuaires (каллиграфические шрифты)
  9. Scriptes (рукописные)

Классификация компании Паратайп

  1. Антиква
    1. Старого стиля (например: Гарамон)
    2. Переходная (например: Нью Баскервиль)
    3. Нового стиля (например: Бодони)
  2. Гротески
    1. Старые гротески (например: Franklin Gothic)
    2. Новые гротески (например: Гельветика)
    3. Геометрические (например: Футура)
    4. Гуманистические (например: Myriad)
    5. Антиква-гротески
    6. Прочие
  3. Акцидентные (Исторические стили, Декоративные, Машинописные, Компьютерные, Экспериментальные, Прочие)
  4. Рукописные (Широкое перо, Острое перо, Кисть, Монолинейные, Имитация почерка, Прочие)
  5. Готические (Текстура, Швабахер, Ротунда, Фрактура, Унциал, Прочие)
  6. Старославянские (Устав, Полуустав, Скоропись, Прочие)
  7. Символьные

Без засечек (Sans-serif)

• Определяющая особенность: никаких расширений в конце буквенных штрихов

• Основное применение: экранный тип

• Классические примеры: Helvetica, Gotham, Akzidenz Grotesk, Futura

Первоначально разработанные для отображения, шрифты без засечек были доработаны так, чтобы они хорошо работали в качестве основного текста и других элементов макета, таких как подписи и аннотации. Отсутствие узких и неудобных засечек означает, что они лучше работают на экранах, что делает их превосходными для веб-сайтов и приложений.

Они популярны в корпоративном контексте, часто рассматриваются как гарнитуры «большой технологии». Дизайнеры считают их особенно полезными для постеров, вывесок и цифровых экранов.

Sans-Serif Futura сегодня является шрифтом Dolce & Gabbana, Calvin Klein и Absolut Vodka

На самом деле политика — актуальная тема в разработке шрифтов без засечек. Первые из них, такие как Akzidenz Grotesk, были разработаны в конце 19-го века с рациональной целью создания четких вывесок и разборчивых заголовков. Это может показаться не революционным, но идея улучшения читабельности наряду с грамотностью была идеалом утопических и социалистических движений по всей Европе.

Отказ от засечек как от регалий прошлого не только создавал проблемы в дизайне для типографов начала 20-го века, но и приводил к конфликту с правом. Например, Пол Реннер, который разработал шрифт Futura, был арестован третьим рейхом в 1933 году. Его модернистская философия не приветствовалась при режиме, поддерживающем жесткие старые шрифты Blackletter.

Sans-serif Johnston полон гениальных штрихов

Реннер и позже Ян Чичольд полагали, что чистые, эффективные шрифты могут быть разработаны с использованием основных строительных блоков геометрии – кругов, треугольников и квадратов. Гуманистические типографы, такие как Эдвард Джонстон, смягчили этот подход, введя вариацию ширины и признав, что, например, О не обязательно должна быть совершенным кругом и может быть более читаемым и эффективным, как более узкий овал.

После ареста Реннер бежал в Швейцарию, где он оказал влияние на швейцарский модернизм, движение, которое произвело самый могущественный из всех шрифт без засечек: Helvetica.

15 . Создание и редактирование текстового документа

Запустите
Word, известным вам способом.

Word
может настроен на автоматическую
проверку орфографии и грамматики.
Красная линия — орфографическая ошибка.
Щелкаем правой кнопкой по подчеркнутому
слову. Встроенный словарь предлагает
слова для замены, вы выбираете слово
из списка, если же слово набрано верно,
и в этом уверены, можете его Добавить
в словарь.

Принцип
действия типичной системы проверки
правописания следующий: во встроенном
словаре системы содержится большой
набор слов анализируемого языка в
различных грамматических формах (время,
число и т.д.), система пытается найти
проверяемое слово в этом словаре. Если
слово найдено, то оно считается правильно
написанным. Если слово не найдено в
словаре, но есть похожие слова, то
выдается сообщение об ошибке и
предлагаются возможные варианты замены.
Если ничего похожего не найдено, то
система предлагает исправить слово
или занести его в словарь. Конечно,
принцип автоматизированной проверки
орфографии здесь изложен весьма в
упрощенной форме, но суть его именно
такова.

Подведем
итог. Системы проверки правописания
обнаруживают значительное количество
ошибок и опечаток. Чем больше словарь
системы, чем больше правил и алгоритмов
проверки в ней заложено, тем больше
процент обнаруживаемых ей ошибок. Но
ни одна система проверки орфографии
не может гарантировать полного отсутствия
ошибок и опечаток в документе.

Секреты редактирования
словаря

В
Word, да и в других офисных программах
для проверки правописания используется
как минимум два словаря. Первый – это
стандартный словарь какого либо языка,
а вот второй словарь создает и пополняет
непосредственно сам пользователь.

В
этот пользовательский словарь и входят
те слова которые мы включаем выбрав в
настройках орфографии пункт «Добавить
в словарь».

Решение
проблем с проверкой орфографии в Word
2003

Если
при создании новых документов в редакторе
Word 2003 не срабатывает автоматическая
проверка орфографии вводимого текста,
значит, нужно действовать согласно
инструкции:

Сперва придется
открыть в Word 2003 шаблон Normal.dot, обычно
хранящийся в папке C:Documents and Settings Имя
пользователя Application Data Microsoft Шаблоны
(для русифицированной версии Microsoft
Office)

Важный
момент: открытие шаблона нужно производить
не двойным щелчком по файлу, а путем
его перетаскивания мышью в окно программы
либо посредством использования меню
редактора «Файл -> Открыть».

Когда
шаблон откроется, в настройках редактора,
отвечающих за автоматический анализ
текста документа на предмет орфографических
ошибок, следует повторно выставить
соответствующие галочки и затем
сохранить внесенные в Normal.dot правки.
Если все действия были выполнены
правильно, то после перезапуска Word
проблем с проверкой орфографии более
возникать не должно.

Шрифтовое дело в Российской Федерации

Единственным производителем шрифтов в СССР был Отдел наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения (1938—1993 гг.). За годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. После упразднения отдела многие работавшие в нём дизайнеры (6 человек) перешли в совместное российско-американское предприятие ParaGraph. Трое из них вскоре уволились из-за низкого размера заработной платы.[источник не указан 1371 день]

Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются несколько компаний, наиболее известными из которых являются ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, образовавшееся в 1998 году после покупки в 1997 году ParaGraph американской компанией Silicon Graphics и сокращения сотрудников шрифтового отдела) и студия Letterhead (основана в 1998 году). Также созданием и продажей собственных шрифтов занимается Студия Лебедева. Помимо них, созданием шрифтов также занимаются многие дизайнеры-одиночки, не входящие в штат шрифтовых компаний, например Илья Рудерман (Гротеск Большого Города, Permian), Александра Королькова (Leksa и Leksa Sans), Джованни Лемонад (Проект бесплатных шрифтов, шрифт Bender, Fontin Sans) и многие другие, чьи работы можно найти и приобрести на MyFonts или в других магазинах и на сайте авторов.

Утёкшая в конце 1990-х годов шрифтовая библиотека ParaType является основным содержимым большинства контрафактных сборников.

Семейство, гарнитура, шрифт, начертание

«Семейство» — это набор связанных гарнитур объединенный общим стилем (serif, sans-serif, mono, condensed и др.), например Pt Sans, Pt Serif и Pt Mono входят в семейство Public type (Pt), a Roboto, Roboto Slab и Roboto Сondensed входят в семейство Roboto.

«Гарнитура» — это набор шрифтов, часть шрифтового семейства, объединенная общим дизайн-решением содержащая различные начертания и насыщенность. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые, пунктуационные знаки и специальные символы. Roboto или Pt Serif, например, — это гарнитуры.

«Шрифт» — это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка, в конкретной насыщенности и стиле. Roboto Bold или Roboto Italic, например — это шрифт, файл, который вы используете в своей системе.

«Начертание» — это графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры. Характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (светлое, полужирное, жирное и др.), постановкой очка, или наклоном знаков (прямое, курсивное или наклонное), декоративной обработкой контура знаков (контурное, оконтуренное, оттененное и др.).

Типографская система мер

Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.

1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм;
1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм;
1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).

Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов.
При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:
Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.)
Корпус — кегль 10 п.
Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
Петит (маленький) — кегль 8 п.
Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):
Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
Миньон (любимый) — кегль 7 п.
Миттель (средний) — кегль 14 п.
Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
Текст — кегль 20 п.

Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.

Шрифтовое дело в Российской Федерации

Единственным производителем шрифтов в СССР был Отдел наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения (1938—1993 гг.). За годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. После упразднения отдела многие работавшие в нём дизайнеры (6 человек) перешли в совместное российско-американское предприятие ParaGraph. Трое из них вскоре уволились из-за низкого размера заработной платы.[источник не указан 1371 день]

Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются несколько компаний, наиболее известными из которых являются ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, образовавшееся в 1998 году после покупки в 1997 году ParaGraph американской компанией Silicon Graphics и сокращения сотрудников шрифтового отдела) и студия Letterhead (основана в 1998 году). Также созданием и продажей собственных шрифтов занимается Студия Лебедева. Помимо них, созданием шрифтов также занимаются многие дизайнеры-одиночки, не входящие в штат шрифтовых компаний, например Илья Рудерман (Гротеск Большого Города, Permian), Александра Королькова (Leksa и Leksa Sans), Джованни Лемонад (Проект бесплатных шрифтов, шрифт Bender, Fontin Sans) и многие другие, чьи работы можно найти и приобрести на MyFonts или в других магазинах и на сайте авторов.

Утёкшая в конце 1990-х годов шрифтовая библиотека ParaType является основным содержимым большинства контрафактных сборников.

Классификация шрифтов

Классификация шрифтов по ГОСТ

  1. Группа рублёных шрифтов. В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.
  2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
  3. Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
  4. Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
  5. Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
  6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
  7. Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Классификация на основе системы Максимилиана Вокса

  1. Humanes (венецианская антиква)
  2. Garaldes ()
  3. Réales ()
  4. Didones (антиква нового стиля)
  5. Insises (шрифты, имитирующие надписи на камне)
  6. Linéales (гротески)
  7. Mécanes (брусковые шрифты)
  8. Manuaires (каллиграфические шрифты)
  9. Scriptes (рукописные)

Классификация компании Паратайп

  1. Антиква
    1. Старого стиля (например: Гарамон)
    2. Переходная (например: Нью Баскервиль)
    3. Нового стиля (например: Бодони)
  2. Гротески
    1. Старые гротески (например: Franklin Gothic)
    2. Новые гротески (например: Гельветика)
    3. Геометрические (например: Футура)
    4. Гуманистические (например: Myriad)
    5. Антиква-гротески
    6. Прочие
  3. Акцидентные (Исторические стили, Декоративные, Машинописные, Компьютерные, Экспериментальные, Прочие)
  4. Рукописные (Широкое перо, Острое перо, Кисть, Монолинейные, Имитация почерка, Прочие)
  5. Готические (Текстура, Швабахер, Ротунда, Фрактура, Унциал, Прочие)
  6. Старославянские (Устав, Полуустав, Скоропись, Прочие)
  7. Символьные

Шрифтовое дело в Российской Федерации

Единственным производителем шрифтов в СССР был Отдел наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения (1938—1993 гг.). За годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. После упразднения отдела многие работавшие в нём дизайнеры (6 человек) перешли в совместное российско-американское предприятие ParaGraph. Трое из них вскоре уволились из-за низкого размера заработной платы.[источник не указан 1371 день]

Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются несколько компаний, наиболее известными из которых являются ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, образовавшееся в 1998 году после покупки в 1997 году ParaGraph американской компанией Silicon Graphics и сокращения сотрудников шрифтового отдела) и студия Letterhead (основана в 1998 году). Также созданием и продажей собственных шрифтов занимается Студия Лебедева. Помимо них, созданием шрифтов также занимаются многие дизайнеры-одиночки, не входящие в штат шрифтовых компаний, например Илья Рудерман (Гротеск Большого Города, Permian), Александра Королькова (Leksa и Leksa Sans), Джованни Лемонад (Проект бесплатных шрифтов, шрифт Bender, Fontin Sans) и многие другие, чьи работы можно найти и приобрести на MyFonts или в других магазинах и на сайте авторов.

Утёкшая в конце 1990-х годов шрифтовая библиотека ParaType является основным содержимым большинства контрафактных сборников.

Бонус: немного о цифрах

Вы уже думали все? Но нет, еще немного ценного материала.

В типографике используются арабские и римские цифры. Если в наборе гарнитуры есть капитель, лучше римские цифры набирать ей.

Римские цифры

Арабские цифры бывают двух видов: маюскульные и минускульные.

Маюскульные цифры все одного роста c прописными и моноширинные, поэтому их удобно использовать вне текста, в таблицах.

Маюскульные арабские цифры

Минускульные чуть выше строчных букв с верхними и нижними выносными элементами, при этом кернинг отрегулирован пропорционально (каждая цифра занимает столько места, сколько ей необходимо). Используйте минускульные цифры , если нужно вставить их в текст. Они же отлично смотрятся в увеличенном кегле.

Минускульные арабские цифры

На этом пока все.

На самом деле, пользователи не увидят особой разницы в том, какой шрифт вы использовали, с засечками или без, учитывали ли контрастность, им без разницы воспользовались ли вы Arial или Open Sans, выровняли ли шрифты по baseline вручную или воспользовались автоматическим выравниванием. Но есть то, что будет незаметно для них самих влиять на их восприятие,— удобочитаемость, простота считывания, эмоциональный опыт. Хороший визуальный дизайн — это сила, многократно усиливающая хороший UX.

Вникайте в детали, вчитывайтесь в длинные тексты, разбирайтесь и растите. В общем, делайте дизайн качественно — и коллективный дизайнерский разум скажет вам спасибо. Молодцы, что дочитали. Всем добра!

Любите то, чем занимаетесь, и занимайтесь тем, что любите.Ваша Alexandra Kulikovskaya

Таблица популярных шрифтов с примерами

Название Примеры Особенности
Семейство Serif Засечки и штриховой выступ в верхней части символа. Плавность перехода при изменении толщины линий.

Широкая сфера применения: полиграфия, web-дизайн и пр.

Times New Roman
Georgia
Courier New
Clarendon
Семейство Sans serif Рубленые шрифты. Не имеют засечек, нет плавности линий.

Широко используются при печати различной рекламной продукции, табличек, вывесок.

Comic Sans
Tahoma
Verdana
Arial
Anfisa Grotesk Рукописные шрифты. Часто используются в веб-дизайне, при печати пригласительных.
Calligraph
Rosamunda One
Annabelle
Andantino script
Open Sans Декоративные шрифты. Используются в заголовках, логотипах и пр.
Academy
Taurus
PT Sans
Helvetica Самый популярный вид шрифта, имеющий множество версий.

Используется в логотипах, на вывесках, в наружной рекламе и др.

Futura Шрифт основан на строгой геометрии. Широко используется как в полиграфии, так и в веб-маркетинге.
Franklin Gothic Используется на баннерах, билбордах, при изготовлении объемных и световых букв.
Семейство Slab serif Семейство брусковых шрифтов, широко используется в рекламе.
Rockwell
Univers Используется в наружной рекламе, в аэропортах, на дорожных знаках и пр.

Почему выбор шрифта так важен

Под разные ситуации нужна своя одежда. Вам будет неуютно на собеседовании в купальнике, так же как на пляже в деловом костюме. На основании вашей одежды о людей складывается определённое мнение о вас: о желании произвести впечатление, вашем социально-экономическом положении и стиле.

Выбор шрифта также задаёт тон всему дизайну и влияет на чувства читателей. Из гарнитуры складывается первое впечатление о дизайне, а так же она задаёт чувства, с которыми люди оценивают остальной дизайн. Как ваши шрифты смотрятся рядом друг с другом, дополняют ли они друг друга или наоборот противостоят? Эффективно ли они передают идею проекта?

Группы стандартных шрифтов

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:

  • рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;
  • шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
  • медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
  • обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;
  • брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;
  • новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

Шрифтовое дело в Российской Федерации[править | править код]

Единственным производителем шрифтов в СССР был Отдел наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения (1938—1993 гг.). За годы существования отдела было разработано около 80 гарнитур. После упразднения отдела многие работавшие в нём дизайнеры (6 человек) перешли в совместное российско-американское предприятие ParaGraph. Трое из них вскоре уволились из-за низкого размера заработной платы.[источник не указан 2147 дней]

Проектированием кириллических шрифтов в России занимаются несколько компаний, наиболее известными из которых являются ParaType (бывшее подразделение компании ParaGraph, образовавшееся в 1998 году после покупки в 1997 году ParaGraph американской компанией Silicon Graphics и сокращения сотрудников шрифтового отдела) и студия Letterhead (основана в 1998 году). Также созданием и продажей собственных шрифтов занимается Студия Лебедева. Помимо них, созданием шрифтов также занимаются многие дизайнеры-одиночки, не входящие в штат шрифтовых компаний, например Илья Рудерман (Гротеск Большого Города, Permian), Александра Королькова (Leksa и Leksa Sans), Джованни Лемонад (Проект бесплатных шрифтов, шрифт Bender, Fontin Sans) и многие другие, чьи работы можно найти и приобрести на MyFonts или в других магазинах и на сайте авторов.

Утёкшая в конце 1990-х годов шрифтовая библиотека ParaType является основным содержимым большинства контрафактных сборников.

А если подробнее?

Нет ничего удивительного в том, что в нашей стране наибольшим спросом пользуются разнообразные русские шрифты. Они базируются на кириллице. Впрочем, не обязательно присутствие исключительно букв русского алфавита. На свое усмотрение создатель может включить самые разные символы, специальные знаки.

Такой подход делает шрифт универсальным, применимым к языкам многих народов, прежде объединенных в государство – СССР. Так, украинский, белорусский отличаются от русского лишь некоторыми отдельными буквами, доработка которых к основному шрифту не представляет особенной сложности. И таких языков, сходных с нашим родным – несколько десятков. Визуально похожими будут македонский, болгарский. Расширенный русскоязычный шрифт позволит отобразить текст на этих языках без ошибок.

Группы стандартных шрифтов

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:

— рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;

— шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;

— медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;

— обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;

— брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;

— новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

Как это происходило?

Довольно интересным был процесс создания красивых шрифтов в прежние времена в специализированных мастерских. Сперва производились чеканы (в специализированной среде их именуют сталипунсонами), на основании которых делались матрицы. Для этого использовались медные заготовки, всего одного удара по которым было достаточно, чтобы получить правильный оттиск. Уже в матрицу заливался набор, для чего использовался сложный состав, включавший в себя:

  • олово;
  • цинк;
  • свинец;
  • железо (в форме опилок).

Первое время классификация шрифтов предполагала только индивидуальные, уникальные наименования, которые подбирали, ориентируясь на особенности конкретного набора символов. Наборы делили на строчные и обычные. Можно было изготовить наклонные, косые литеры, крупные, прописные. Самый маленький назывался бриллиантовым шрифтом и использовался на оборотной стороне ходивших в те времена ассигнаций.

Шрифт: так много и так мало

Рассматривая, что такое шрифт, нужно понимать: комплексные правила, которые он собой представляет, содержат указания для операционной системы, каким именно образом отражать символы на экране. Это не значит, что на печать они будут выводиться точно такими же. Прежде чем подтверждать печать файла, можно запросить предварительный просмотр, тогда программа отобразит, что будет использовано на печати. Это ограничение распространяется не на всю технику, а некоторые модели принтеров, не поддерживающие нестандартные типы написания. Как правило, система в автоматическом режиме подбирает наиболее похожий на использованный пользователем шрифт.

Также нужно знать, какие символы включены в программу. Что такое шрифт? Это набор заданных создателем обозначений. Некоторые не прописывают цифры, другие – латинские буквы, третьи – кириллические, а кто-то и вовсе кодирует все буквы непонятными символами. Если пользователь ищет шрифты для скачивания, обычно уже в описаниях к таким пакетам указано, какие алфавиты поддерживаются. Для хранения шрифта создается уникальный файл, загружаемый в операционную систему и активируемый при помощи специального встроенного инструмента установки. Всего несколько нажатий клавишей мышки, и шрифт готов к использованию. На старых версиях иногда требуется перезапуск машины.

Таблица сочетания шрифтов

Скачать таблицу в .pdfПроверить сочетания в интерактивной таблице

Мы живём среди текстов. Мы разговариваем с окружающими нас людьми, читаем книги, газеты, журналы, замечаем таблички и вывески, биллборды и надписи на заборах. Каждый день, читая тексты и воспринимая их на слух, мы получаем огромное количество информации.

Обычно грамотному человеку-носителю языка не приходит в голову вслушиваться в красоту звуков речи или всматриваться в форму букв и их расположение. Однако мы можем рассуждать, нравится нам или нет звучание незнакомых слов на чужом языке, или находить в буквах непривычной письменности загадочные узоры. Грамотный человек читает текст и получает из него информацию. Тем не менее, воспринимать текст (на знакомом языке) можно очень по-разному, в зависимости от его предназначения.

В процессе чтения глаза привыкают к основному шрифту и они утомляются, если заголовки, оглавление и второстепенный текст набраны шрифтами разной гарнитуры, не гармонирующими с основным шрифтом. Поэтому, при подборе шрифтов достаточно остановиться на одном–двух шрифтах, а акценты расставлять за счет размера, цвета и начертания.

Важно учитывать характер и объем материала, с которым вы работаете. Это почти полностью сплошной текстовый массив? Много ли там заголовков и подзаголовков? Работая с целой группой шрифтов, используйте их строго по назначению, не путайте “роли”; если подзаголовок уже набран вами одним шрифтом, то и для остальных подзаголовков применяйте этот же шрифт

Пусть будет видно, для чего предназначен каждый из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector