Шрифт

А. Королькова. Живая типографика

Книга Александры Корольковой увидела свет в 2007 году и с тех пор пережила уже пять изданий. Популярная, востребованная, важная и интересная книга — «студенческая». И по тону изложения, и по замыслу автора, и по способу написания (как результат преподавательской работы школы графического дизайна). Живой, динамичный язык упрощает понимание типографических понятий (но вовсе не сами понятия!). Работа не претендует на звание «лучшей», «библии», «исследовательского труда» — вовсе нет. Это живой и яркий учебник, возможно, первая ступень для знакомства с типографикой. Несомненный плюс: книга полностью построена на русском материале, обращается к кириллическому шрифту. Примеры из переводных книг именитых типографов, к сожалению, зачастую неприменимы для «русской почвы».

Для студентов и начинающих дизайнеров «Живая типографика» — отличный выбор: она не отпугнёт от серьёзного предмета, введёт в круг основных понятий и терминов. И сделает это действительно живо и увлекательно.

Искажение формы

Стили начертания, которые относятся к этой группе, выделяются необычными формами, измененными пропорциями и очертаниями. Все эти виды можно разделить на несколько небольших групп:

• Трехмерные.• Цифровые.• Треугольные.• Квадратные.• Буквица.• Округлые.

Чаще всего декоративные функции в этих шрифтах ярко выражены и даже в классическом начертании они выделяются среди базовых разновидностей. Хорошо смотрятся эти разновидности в крупных надписях и заглавиях.

Приведенная выше классификация подходит для издателей и разработчиков плакатов, логотипов и интернет-сайтов. Благодаря ей можно создать подробный каталог по разделам и использовать его для выбора написания разных текстовых фрагментов. Разные виды шрифтов могут сочетаться между собой для получения броского и эстетичного текста

Кроме использования в уместных местах, также важно выбирать стиль начертания, исходя из текстуры основы. Хорошо выглядящий на плакате или сайте шрифт может смотреться некрасиво на текстуре под кожу

Так, винтажные начертания лучше всего смотрятся на состаренной и грубой бумаге, а современный шрифт подходит к глянцевому фону.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Искусство шрифта

Автор учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ № 40» Лубневская О.В.

Слайд 2

Текст слайда:

Свободные формы –пятна и линии воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несёт. Однако есть такие состоящие из линий абстракции, которые имеют конкретный смысл. Это буквы

Слайд 3

Текст слайда:

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведёт свою родословную от рисунка.

Перед нами два графических начертания, но иероглиф, в отличие от мазка, не только изображение,Но и обозначение понятия.

Слайд 4

Текст слайда:

В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

алфавит

Слайд 5

Текст слайда:

Так в египетских письменах обозначался бык«алеф»

Греки практически «перевернули» головуБыка, превратив её в букву «альфа»

В Египте «маим» обозначало воду

Та же волна в греческом языке – Это буква «мю»

Слайд 6

Текст слайда:

Под рукой художника – дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойсвенные только данному шрифту.

а

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

Слайд 7

Текст слайда:

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединённые одним стилем графического начертания.

Слайд 8

Текст слайда:

Сравните шрифты, придуманные разными дизайнерами.

АБВГДЕЁЖЗ

АБВГДЕЁЖЗ

АБВГДЕЁЖЗ

АБВГДЕЁЖЗ

АБВГДЕЁЖЗ

Слайд 9

Текст слайда:

От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие

А

А

А

А

А

А

А

А

Слайд 10

Слайд 11

Текст слайда:

На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

МИР

МИР

МИР

МИР

МИР

МИР

Слайд 12

Текст слайда:

Сравним линейные композиции из узорчатой полоски, прямой линии, буквенной строки и убедимся, что в отличие от линий и полоски строка имеет смысл, т.е.несёт информацию.

целеустремленностьцелеустремленнасть

Слайд 13

Текст слайда:

Но изобразительного различия между линией и строкой нет, как элементы композиции они играют одинаковую роль.

целеустремленностьцелеустремленнасть

Слайд 14

Текст слайда:

Заменяя в работах линии строками, прежде всего стремитесь к гармонии. В композиции расположение строк важнее их содержания. Только грамотно решив композиционную задачу, можно достичь наиболее полного решения информационных и образных задач.

Слайд 15

Текст слайда:

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию.

Слайд 16

Текст слайда:

Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности. Буква – своеобразная картина. Её графический стиль зависит от характера и содержания текста.

Слайд 17

Текст слайда:

Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения фабрики или товара, фирмы или организации.

Слайд 18

Текст слайда:

На этих примерах видно, как буквы и абстрактные формы становятся графически-стилизованным знаком предприятия, фирмы или клуба и приобретают образно-символическую выразительность.

Слайд 19

Текст слайда:

Слайд 20

Текст слайда:

Буква может быть частью логотипа – слова, используемого в качестве фирменного знака. Логотип может быть только словесным или буквенным начертанием, но иногда в логотипе к слову добавляются элементы орнамента или абстрактно-графические символы.

Слайд 21

Текст слайда:

задание

Создайте композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами. Буквы в строках должны вырастать из фона. Цвет строк и других элементов должны гармонировать с цветом фона.

Слайд 22

Текст слайда:

Работы учащихся

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Текст слайда:

На следующий урок принести

Альбом, цветную бумагуГазетный или журнальный шрифтВырезки изображений, фото (природа, люди и т.д.) из журналов

4.3 Меры, обеспечивающие производственную санитарию и гигиену труда

Повышение трудоспособности человека и сохранение его здоровья обеспечивается стабильными метеорологическими условиями.

Микроклимат производственных помещений – это сочетание температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей. Значительное колебание параметров микроклимата приводит к нарушению систем кровообращения, нервной и потоотделительной, что может вызвать повышение или понижение температуры тела, слабость, головокружение и даже обморок.

В помещении для выполнения работ операторского типа, связанных с нервно-эмоциональным напряжением, проектом предусматривается соблюдение следующих нормируемых величин параметров микроклимата (см. таблицу 4.1).

Таблица 4.1 — Оптимальные параметры микроклимата в рабочей зоне производственного помещения для категории работ 1а

Период года Температура, о
С
Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с
Холодный 22…24 40…60 0,1
Теплый 23…25 40…60 0,1

Так как в помещении нет источников выделения вредных веществ, можно использовать естественную вентиляцию. Площадь помещений, где сосредоточено более пяти компьютеров составляет не более 90 м2
каждое, всего таких помещений.Для обеспечения приемлемых параметров микроклимата в помещении с такой площадью можно использовать 1 кондиционер LG модели LS-Q076ABL или ему подобный.

Одним из факторов, оказывающих вредное воздействие на организм человека на производстве, является шум. Утомление операторов из-за шума увеличивает число ошибок при работе, приводит к возникновению травм. Для оператора ПЭВМ источником шума является работа принтера. Желательно выполнять следующие правила: помещать принтер в наиболее удаленное место от персонала и включать его на непродолжительный период времени (если используется принтер, производящий сильный шум). Лучше использовать принтер с пониженным уровнем шума (струйный или лазерный).

Спектр излучения монитора компьютера включает в себя рентгеновскую, ультрафиолетовую, инфракрасную области, а также широкий диапазон волн других частот. Опасность рентгеновских лучей пренебрежимо мала, поскольку этот вид излучения поглощается веществом экрана.

Для снижения воздействия электромагнитного излучения предусматривается защита временем и расстоянием. Защита временем предусматривает ограничение времени пребывания человека в зоне действия полей не более 3.5–4.5 часа.

В проекте предусматривается использовать совмещенное освещение. В светлое время суток помещение будет освещаться через оконные проемы, в остальное время будет использоваться искусственное освещение.

Искусственное освещение в рабочем помещении предполагается осуществлять с использованием люминесцентных источников света в светильниках общего освещения, поскольку люминесцентные лампы обладают высокой световой отдачей до 75 Лам/Вт и более, продолжительным сроком службы до 10000 часов, спектральным составом излучаемого света, близким к солнечному.

Зрительная работа оператора ПЭВМ в соответствии со СНиП 11-4-79 относится к разряду Va. Нормируемая освещенность на рабочем месте (Ен) при общем освещении составляет 200 лк.

Изобразительное искусство

Учебник для 5 класса (Украина)

§ 14. Художественный шрифт

Художественный шрифт — это отдельный вид искусства. Он возник с появлением письменности и существует поныне. Те, кто в старину создавали рукописи, понимали, что текст должен легко читаться и быть красивым. Поэтому, украшая буквы, их форму сохраняли. Эти требования к шрифту остаются неизменными и поныне. Он должен быть понятным и привлекательным. Ведь нелепо, если буква после ее художественного оформления перестает быть похожа сама на себя.

Искусство шрифта в более широком понимании — это создание надписей и заголовков, титульных страниц и обложек книг, где надпись каждый раз выполняется как новая шрифтовая композиция.

И современные художники, и художники прошлых лет всегда старались украсить книжки красивыми, яркими буквами. Особенно тщательно рисовали первую букву, с которой начинался рассказ. Эти буквы иногда превращались в маленькие сюжетные картинки, которые иллюстрировали книгу. Они настолько выделялись из текста, что получили отдельное название – инициал, или буквица. Такими инициалами-картинками украшено большинство старинных рукописей.

Инициал (буквица)

В. Чебаник. Скоропись «Мария»

Примеры монограмм

Иногда художники, преимущественно живописцы и граверы, ставили на своих работах вместо подписи монограмму. Монограммой называют начертание имени в сокращенном виде.

Разные шрифты имеют разные названия в зависимости от времени и места возникновения. Шрифт, который появился в эпоху античности, называется антиква. Старинный славянский шрифт получил название устав, а тот, который был распространен в книгах средневековой Европы, – готический.

Как пример старинного украинского шрифта можно назвать казацкую скоропись.

Имеют названия и современные шрифты: таймс, литературный, декор, школьный. Шрифты разделяют на имеющие засечки и такие, которые их не имеют. Засечки – это выступы с обеих сторон на «ножках» букв. Шрифты без засечек называют рубленными.

Античный – тот, который создан во времена Древней Греции или Древнего Рима.

Ученические работы. Монограммы

Очень популярны в наше время так называемые каллиграфические шрифты, которые художник рисует, следуя особенностям рукописного письма.

Продуманный, художественно украшенный шрифт является неотъемлемой частью современной книги, плаката, открытки, журнала, газеты, рекламы.

  1. Каким требованиям должен отвечать художественный шрифт?
  2. Как называют художественно оформленную первую букву в тексте?
  3. Какие названия имеют старинные и современные шрифты?
  4. Как вы считаете, ваша подпись или подпись учителя являются шрифтовой композицией?

Создайте букву-инициал или монограмму из букв, с которых начинается ваше имя. Для этого выберите технику, в которой вы будете выполнять работу.

Инструменты и материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти. Основные рекомендации:

  • изображение, которым вы украсите букву, должно что-то символизировать, раскрывать черты вашего характера;
  • буквы должны хорошо читаться и быть узнаваемыми;
  • цвета могут гармонировать или контрастировать в зависимости от того, как вы ощущаете свой характер.

«Это же нечитабельно!»

Плотная чернота готического шрифта всегда делала его неудобным для чтения, и популяризация Римских шрифтов в 15-16 веках стала глотком свежего воздуха.

В 1470 в Венеции Николас Дженсон создал легко читаемую гарнитуру на основе Римского письма. Jenson  — один из ранних гарнитур с некотрастными тонкими линиями.

Adobe Jenson — современная интерпретация гарнитуры, разработанной Николасом Джексоном в 15 веке.

Старые Романские шрифты легко читаемые и приятные для глаза, поэтому они стали так популярны в этот период времени.

Пока эта обновленная удобочитаемость приветствовалась, наборщики также начали изучать способы экономии места на макетах. Книги и другие печатные материалы по-прежнему были не очень дешевы для производства, поэтому дизайнеры сосредоточились на уменьшении трекинга (пробел между символами) и лидинга (пробел между строками). Эта потребность в экономии пространства также привела к развитию курсивных шрифтов.

И хотя сегодня типографы в основном пользуются курсивом для создания иерархии и разнообразия в тексте, типографы эпохи Возрождения использовали наклонные стили, чтобы максимально использовать ограниченное пространство, которое у них было.

Р. Брингхёрст. Основы стиля в типографике

Книга Роберта Брингхёрста, американского поэта, литератора и типографа, впервые вышла более четверти века назад

Основательный подход автора, опора на классическую традицию, серьёзная проработка темы и осознание важности практического подхода к решению вопросов типографики сразу сделали эту книгу лучшей, основополагающей, классической. Для человека без специального образования книга должна стать настольной

Добиться идеального результата при оформлении текста — вот задача, которую ставит Брингхёрст.

Автор доступно и профессионально, последовательно и логично ведёт читателя по извилистым тропам шрифтового искусства: литера — слово — строка — абзац — полоса. Автор рассуждает о ритме и пропорции, гармонии и контрапункте, о формах и способах структурирования, о неалфавитных знаках и о многом другом.

Книга великолепно издана, она сама — наглядное воплощение принципов, о которых рассуждает Брингхёрст. И при этом в ней нет ничего лишнего: только нужная информация, поданная максимально художественно. Это не справочник, это именно — Текст, Книга с большой буквы.

4.2 Мероприятия по технике безопасности

Основным опасным фактором при работе с ЭВМ является опасность поражения человека электрическим током, которая усугубляется тем, что органы чувств человека не могут на расстоянии обнаружить наличия электрического напряжения на оборудовании.

Проходя через тело человека, электрический ток оказывает на него сложное воздействие, являющееся совокупностью термического (нагрев тканей и биологических сред), электролитического (разложение крови и плазмы) и биологического (раздражение и возбуждение нервных волокон и других органов тканей организма) воздействий.

Степень поражения человека электрическим током зависит от следующих факторов:

— значения силы тока;

— электрического сопротивления тела человека и длительности протекания через него тока;

— рода и частоты тока;

— индивидуальных свойств человека и окружающей среды.

Данным проектом предусматриваются следующие технические способы и средства, предупреждающие поражения человека электрическим током:

— заземление электроустановок;

— зануление;

— защитное отключение;

— электрическое разделение сетей;

— использование малого напряжения;

— изоляция токоведущих частей;

— ограждение электроустановок.

Произведём расчёт заземляющего устройства со следующими исходными данными

— напряжение заземляемой установки — 220В;

— режим нейтрали сети — с изолированной нейтралью;

— удельное сопротивление грунта – 200 Ом·м(почва(чернозём и др.));

— предельно допустимое сопротивление заземляющего устройства — 4 Ом;

— характеристика климатической зоны (III):

1) средняя многолетняя низкая температура, о
С — от –14 до -10;

2) продолжительность замерзания вод, дни — 150;

3) коэффициент сезонности для вертикального электрода длиной 3м -1,5.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Буква-строка-текст.Искусство шрифта.

Слайд 2

Текст слайда:

Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать)  — систему, набор символов определенного размера и рисунка.

Слайд 3

Текст слайда:

История шрифта.

Пиктограмма — картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей

Слайд 4

Текст слайда:

Клинопись Появилось иероглифическое письмо. Первые книги были глиняные, писали текст деревянной палочкой — клином (клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.

Слайд 5

Текст слайда:

Финикийский алфавит

Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.

Слайд 6

Текст слайда:

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

Слайд 7

Текст слайда:

Глаголица— одна из первых славянских азбук. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на основе глаголицы и греческого алфавита.

Слайд 8

Текст слайда:

Древнерусское письмо – кириллица.

Слайд 9

Текст слайда:

Ранняя каллиграфическая форма кириллицы – устав.

Слайд 10

Текст слайда:

Разновидность кириллического письма – полуустав.

Слайд 11

Текст слайда:

Древнерусская скоропись.

Слайд 12

Текст слайда:

Гражданский петровский шрифт.

Слайд 13

Текст слайда:

Рубленный шрифт.

Слайд 14

Текст слайда:

Использование шрифта в современном мире.

Слайд 15

Слайд 16

Текст слайда:

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию.

Слайд 17

Текст слайда:

А

О

Засечка

Соединительный штрих

Основной штрих

Буква состоит из структурных элементов — штрихов: Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые). Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.Засечками называют дополнительные элементы.

Слайд 18

Текст слайда:

Не приходилось ли вам рассматривать алфавит с точки зрения симметричности букв? Найдите и выпишите (как на рисунке) следующие группы букв:
1) имеющие только вертикальную ось симметрии ( );
2) имеющие только горизонтальную ось симметрии ( );
3) имеющие две оси симметрии ( );
4) не имеющие признаков симметрии.

Задание №1

Слайд 19

Текст слайда:

Написание слова «нос» имеет горизонтальную ось симметрии, слова «потоп» — вертикальную. Напишите слово «Наташа», чтобы и оно обрело ось симметрии?

Задание №2

Слайд 20

Текст слайда:

Логотип.

Логоти́п (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) – специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы , фирменный товарный знак.

Слайд 21

Текст слайда:

Важно:

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Текст слайда:

Задание 3:

Буква как знак.Создай эскиз эмблемы или торговой марки, состоящий из одного (максимум двух) букв и символического изображения. При желании можно создать логотип.

Вы старый романтик: засечки 18-го века

Римские шрифты оставались неизменно популярными в течение нескольких столетий, и только в 18 веке некоторые из самых влиятельных шрифтовых дизайнеров тихо произвели революцию в засечках, и сделали их такими, какими мы их знаем сегодня.

Это была эпоха гуманистических засечек. Все началось с лондонского дизайнера Уильяма Каслона, который создал более изысканную версию засечек старого стиля, впервые разработанных Дженсоном несколько столетий назад. Caslon романтическая и, несомненно, красивая гарнитура, которая делает все печатные документы этого периода исключительно элегантными. Caslon — романтическая и, несомненно, красивая гарнитура, которая делает все печатные документы этого периода исключительно элегантными.

Спустя пару десятилетий, в 1750-х годах, еще один английский шрифтовой дизайнер Джон Баскервилл создал то, что теперь известно как первый переходный шрифт. По сравнению с Old Style Caslon, Baskerville обладает более тонкими засечками и умеренно более высоким контрастом между толстыми и тонкими штрихами. Он имеет более формальный, строгий вид, чем Caslon, и остается одним из самых популярных шрифтов для верстки книг сегодня.

В период эпохи Просвещения в течение 18-го века волна типографических изменений набирала силу и быстро. Во Франции семейство Didot разработало один из первых современных шрифтов с засечками, который определяется очень тонкими засечками и очень высоким контрастом между толстыми и тонкими штрихами.

Аналогичным образом итальянский типограф Giambattista Bodoni разработал шрифты, которые также можно отнести к некоторым из ранних современных шрифтов.

Didod и Bodoni обычно используются в люксовой рекламе и дизайне журналов сегодня, поскольку они считаются исключительно красивыми и шикарными шрифтовыми стилями.

Слава Богу, модернисты здесь

После беспорядка индустриального периода типография сильно нуждалась в обновлении. К счастью, были некоторые очень дальновидные парни, которые это сделали.

У Уильяма Каслона (смотри выше) был правнук Уильям Каслон IV, который устранил засечки у одного из своих традиционных шрифтов в начале 19-го века. Стиль был слишком впереди своего времени и не взлетел, и нужно было еще столетие до того, как мир стал готов к простоте без засечек.

Самым известным ранним шрифтом без засечек является Futura, созданный немецким типографом Полом Реннером в 1927 году. Реннер был вдохновлен простыми геометрическими фигурами, что дает Futura и близким к нему шрифтам название группы — шрифты Geometric Sans.

Геометрические шрифты имеют непреходящую привлекательность. Miles Sans — более округленная, дружелюбная интерпретация стиля.

В то же время в Англии Эрик Гилл приближался к новому модернистскому настроению с другой стороны. Он создал Gill Sans, который представил более естественные кривые и органические формы шаблону без засечек. Этот и другие родственные шрифты теперь известны как шрифты Humanist Sans.

Несколько десятилетий спустя, в конце 1950-х годов в Швейцарии, был сделан еще один эволюционный шаг в шрифтах без засечек. Швейцарский стиль, практикуемый группой дизайнеров в стране, характеризовался функциональным и ультра-разборчивым дизайном. Helvetica был звездным продуктом этого модернистского эксперимента, и вскоре он стал использоваться во всех рекламных и печатных проектах во всем мире.

В. Г. Кричевский. Типографика в терминах и образах. Том 1 и том 2

В 2000 году эта работа искусствоведа и дизайнера Владимира Кричевского победила на конкурсе «Лучшие издания XIII ММКЯ» в номинации «Книга года». «Типографика в терминах и образах» — без преувеличения, одна из важнейших книг для шрифтовиков и дизайнеров. Это странное и прекрасное издание перевернёт ваши представления о пособии по типографике.

Двухтомный труд по искусству оформления текстов средствами набора выглядит очень оригинально. Первый том — справочное пособие из 158 статей, расположенных в алфавитном порядке

По очереди вы узнаете всё об абзаце, афише, бланке, буклете… Причём «всё» значит действительно всё! Спокойно и неэмоционально, логично и продуманно, обращая равное внимание на основы и детали, Кричевский рассказывает обо всех русских типографических терминах. Удивившись, что в книге по дизайну нет «картинок» (совсем нет!), вы отправитесь ко второму тому

А там… нет текста! Только картинки, которые иллюстрируют понятия из первого тома. Подробная и разветвлённая система отсылок поможет вам представить типографику во всём многообразии её проявлений.

Древний мир и Европа

Время шло, язык усложнялся, и взамен картинкам пришли графические обозначения букв. Сначала до этого догадались в Древнем Египте, где изобрели знаки символы, которые хотя и передавали некоторое значение/смысл/явление, в полной мере не были буквами в сегодняшнем понимании. Однако, у них уже был свой собственный выработанный стиль, рисовка и тому подобное. Первый же алфавит придумали финикийцы около 11 века до н. э., который стал первоисточником для греческого, латинского, кириллического — вот в нашем рассказе появляется алфавит, а следовательно, и шрифты в нашем современном понимании.

Греки творчески доработали финикийский алфавит. Получилось неплохо, просто и минималистично — он построен с помощью простых линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник. Впоследствии (но это не точно) греческий стал прообразом латинского письма, которое уже распространилось очень широко.

Самая древняя версия латинского шрифта называлась «капитальным письмом», и имело уже целых два варианта начертания — квадратное (красивое, монументальное) и рустичное (в народе — «деревенское»). В первом варианте все буквы вписывались в квадрат, во втором же случае — простота написания с элементами декора. Да, и буквы имели ромбовидную форму.

В дальнейшем, ради ускорения написания, появился курсивный вариант написания (что с латыни переводится как «наклонный»). Скорость написания не совсем пошли на пользу — красота букв потерялась, а удобочитаемость снизилась.

В дальнейшем, для переписки сформировался унциал — спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы соединялись между собой плавными линиями, а закруглённость букв пришлась очень кстати для быстрого написания.

В конце 11 — начале 12 века стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе, и в целом существует до сих пор. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг, который изобрёл книгопечатание, в своих книгах использовал именно готический шрифт.

В эпоху Возрождения (в 14-15 веке) учёные умы Италии и Франции явили свету нечто, совсем не похожее на готический шрифт — Ренессанс-антиква. Этому шрифту художники и учёные Возрождения пытались придать логическую обоснованность, играя с формами и пропорциями букв. Например, ученик Леонардо да Винчи, Лука Пачоли в 1509 году опубликовал первые правила построения латинского  шрифта — буквы предлагалось строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Правда, получалось однообразно и не хватало драйва. Более интересный вариант начертания предложил немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер — он не стал изобретать велосипед и также вписывал буквы в квадрат, но стороны основного квадрата он разделил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть.

Переход в эпоху классицизма также породил новый вид шрифта, который называется Классическая Антиква. Над его созданием работали многие художники, но отдельно можно выделить Джамбатиста Бодони, Фирмена Дидо и Вальбаума (имя потерялось на просторах немецких земель). Шрифт отличает большая контрастность (примерно 1/10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифты, которые появились на основе антиквы, достаточно широко применяются в оформительских работах.

На рубеже 19-20 веков появляется целый ряд видов шрифтов — египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква. Египетский шрифт отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Гротеск (или ещё «рубленый») имеет одинаковой толщины линии литер, но без засечек. На его основе было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

20 век явил миру новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.

Шрифты для вывесок и табличек

Тексты, которые должны восприниматься с определенного расстояния, предусматривают использование шрифтов из нескольких семейств. На пике популярности – Sans Serif (без засечек). Его называют простым, легким в прочтении, корпоративным. Чаще всего на информационных табличках используются шрифты этого семейства. В рекламе особенно популярны некоторые из них.

Самым влиятельным шрифтом в графическом дизайне признан Helvetica. Существует множество версий: латинская, еврейская, хинди, японская, греческая. В логотипах, на вывесках, в наружной рекламе Helvetica используется ведущими мировыми брендами, такими как Energizer, BMW, Microsoft, Toyota, Nestle, Motorola.

Futura – еще один достаточно популярный шрифт, основанный на строгой геометрии. Ему немногим меньше сотни лет. Но «шрифт будущего» не сдает позиций. Он является лучшим подтверждением, что все гениальное – просто.

Еще одним топовым шрифтом указанного семейства является Franklin Gothic. Ему нет равных в рекламных кампаниях. Этот шрифт лидирует на баннерах и билбордах. Он нередко используется для объемных букв. Эффектен Franklin Gothic в светящихся вывесках. Большое количество версий шрифта позволяет экспериментировать с графическим дизайном.

Из семейства брусковых шрифтов особенно популярен в рекламе Rockwell. Этот представитель Slab serif известен с XIX столетия. Он претерпел изменения, стал современным и удобным для размещения надписей на вывесках и табличках.

В наружной рекламе также широко используется Univers, очень похожий на Helvetica. Этот шрифт прекрасно читается с большого расстояния. До рекламной сферы он использовался преимущественно в аэропортах. Также до сих пор Univers можно увидеть на дорожных знаках.

Вывод: от Месопотамии до Майкрософт… и все что между

Люди всегда искали новые и творческие способы общения с другими, а типография — это самый визуально задерживающий способ, которым это было сделано.

Как мы здесь рассмотрели, типография не просто начиналась с изобретения печатного станка, но имела гораздо более глубокую историю, большую часть которой археологи и историки все еще только открывают миру.

Эволюция типографики также не остановится с эпохой цифровых технологий, но на самом деле имеет больше возможностей, чем когда-либо, для развития и завоевания новых легионов шрифтовых энтузиастов.

Если эта краткая история шрифта вызвала у вас аппетит в отношении контента, связанного с типографикой, вам повезло! Ознакомьтесь с нижеприведенными уроками, в которых основное внимание будет уделено повышению ваших шрифтовых навыков. Вы также можете найти идеальный шрифт для своего следующего проекта на GraphicRiver или Envato Elements

Вы также можете найти идеальный шрифт для своего следующего проекта на GraphicRiver или Envato Elements.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector