Виды и особенности тиснения в полиграфии
Содержание:
Промышленные методы тиснения
Естественно, процесс фольгирования на производстве существенно отличается от ручного тиснения. И, конечно, оборудование для промышленного тиснения не ограничивается утюгом.
Профессиональное тиснение представляет собой один из видов печати, с той лишь разницей, что вместо краски используется тонкий металл.
Как правило, для создания оттиска используется технология высокой печати, то есть узоры выступают над поверхностью клише.
При подробном рассмотрении этот процесс выглядит следующим образом:
- Печатная форма нагревается под действием тока до нужной температуры (температура удерживается на необходимое время при помощи термостата).
- Полоса многослойной фольги «протягивается» через рабочую поверхность. Иными словами, металлическое полотно при каждом рабочем такте передвигается по рисунку на заданное расстояние и прижимается прессом для горячего тиснения фольгой.
По сути, принцип работы пресса схож с работой домашнего принтера. Отличается он, прежде всего, объёмами выпускаемой продукции и точностью настроек.
Как делают клише промышленным способом
Для работы с фольгой применяются клише повышенной прочности и износостойкости. Как правило, штампы изготавливают из металла, чаще всего это латунь, медь, магний и цинк. Магниевые клише применяются чаще всего для небольших партий продукции, наиболее износостойкие штампы из латуни применяют для крупных партий изделий.
Неплохие показатели прочности имеют цинковые и медные клише, но их используют не так широко, поскольку применение этих материалов имеет низкие экологические показатели. Тиснение на металле клише наносится при помощи химического травления либо механической чеканкой.
Виды фольги для промышленного тиснения
Ассортимент фольги, используемой на производстве достаточно широк, чаше всего применяют следующие её виды:
- Металлизированная фольга. Это самая обычная металлические листы, которые мы используем в быту. С её использованием выполняются вогнутые и выгнутые рисунки на разных поверхностях.
- Пигментная фольга. Обладает интересным свойством, после нанесения она приобретает вид краски.
- Прозрачная фольга. Обычно наносится на матовую поверхность, создавая эффект лакировки.
- Текстурная фольга. Имитирует текстуры дерева, кожи и даже камня. Очень интересно выглядит тиснение на ткани этим видом.
- Голографическая фольга. Создаёт эффект голограммы. Примечательно, что именно тиснением голографической фольгой государство защищает купюры от фальшивомонетчиков.
- Магнитная фольга. Также имеет отношение к финансам, её используют при изготовлении банковских карт.
- Дифракционная применяется для печати на пластике.
Все эти материалы — фольга для горячего тиснения. Существует также холодный способ, для которого используется отдельный вид, выбивающийся из общих характеристик.
Холодное тиснение фольгой применяется для поверхностей, не выдерживающих высоких температур. Тонкая металлическая плёнка наносится на такие изделия, как пакеты и другие предметы из полиэтилена. В отличие от горячего способа, при помощи холодного тиснения можно выполнять рисунки с полутонами.
Возможности данной технолгии велики, с его помощью можно изготовить оригинальные рисунки, логотипы, поздравления, рекламные надписи и т. д. Без больших финансовых затрат, вы можете своими руками сделать рисование фольгой и украсить кожаную вещицу у себя дома и она в буквальном смысле заиграет новыми красками.
Виды тиснения
Существует несколько видов тиснения.
- Тиснение фольгой — тиснение, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т. д.) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстаёт от плёнки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности тиснимого материала.
- Слепое тиснение (блинт; от нем. blind — слепой) — тиснение с помощью клише с целью получения оттиска на гладкой поверхности (например, на текстурной бумаге, на коже). В отличие от тиснения фольгой, при этом процессе фольга не применяется. Для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные плёнки. Рабочие температуры процесса, как правило, ниже, чем при тиснении фольгой, во избежание перегрева и порчи материала.
- Конгревное тиснение без фольги (англ. embossing, нем. praegung) — придание рельефа (в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и пуансоном (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производится либо холодным способом, либо с подогревом клише до 60 °C.
- Конгревное тиснение с фольгой. Может выполняться двумя способами. При первом способе процесс осуществляется в два прогона: при первом прогоне припрессовывается фольга, а вторым прогоном придаётся рельеф. При втором способе процесс производится в один удар (оттиск); перенос фольги и придание рельефа происходят одновременно, что позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на тираж. При втором способе используется технологически более сложное (и дорогое) клише, требуется наличие навыка работы в один удар у оператора пресса, необходима высокая температура 110-160 °C и пресс, способный выполнять такие работы, например, «Bobst» или «Gietz».
- Обратный конгрев (англ. debossing) — тиснение, при котором обнижение изображения выполняется ниже уровня материала (то есть в сторону от наблюдателя). В российских типографиях применяется редко. Таким способом можно делать на бумаге, например, эффектные следы, как бы продавившие лист.
- Припрессовка голограмм — тиснение, отличающееся от тиснения фольгой необходимостью чётко позиционировать каждую голограмму относительно изображения перед оттиском с точностью 0,1-0,2 мм. Точность достигается применением лазерных регистраторов (если голограммы выклеены поштучно на бумажной ленте, смотанной в рулон) или с помощью меток (англ. shear line) на фольге (если голограммы инкорпорированы в структуру фольги).
- Текстурирование — процесс нанесения изображения с помощью клише на гладкий материал (как правило, на металлизированную бумагу). Применяется для имитации тиснения фольгой и для имитации кожи определённых пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д.).
Холодное тиснение фольгой
Сухое и мокрое. Указанные методы – самые современные среди вариаций тиснения фольгой холодным методом на данный момент. Главное отличие заключается в моменте, когда происходит активация клея. Сухое подразумевает выполнение процесса активации клеящего слоя до этапа припрессовки фольги. А при мокром, наоборот.
При мокром способе распознавать характеристики клея и подготавливать его проще. Сухое допускает недосушку или пересушку клея, это является минусом. Мокрый способ считается более удобным, но менее надежным из-за того, что она характеризуется высоким растаскиванием.
Последовательность выполнения:
- Обклейка;
- Ламинирование;
- Сушка клеящего слоя;
- Отделение материала от фольги.
Давление и температура
Давление при производстве задается в зависимости от выбранного типа тиснения и других параметров, указанных выше. Оно нужно для надежного закрепления ключевого слоя материала, а также, при правильном давлении выполняется четкое воспроизведение мелких деталей на заданном эскизе при неглубоком тиснении.
Тогда регулировка давления работает по принципу: чем больше количество углублений и мелких деталей, чем тверже и больше поверхность, тем более высокое давление устанавливается. То же самое касается и поверхности, которую должен покрывать штамп и твердость поверхности. Они влияют на высоту давления. А температурные показатели, в свою очередь, влияют на пластичность. Чем больше показатель температуры, тем выше пластичность используемого материала.
Где применяют тиснение фольгой?
Тиснение фольгой на коже или других трудных материалах холодным методом применяется редко, чаще используется горячий. Но холодное тиснение используется очень часто на бумаге и картоне, особенно удобно использовать при производстве больших тиражей. При таком способе нанесения изображений не требуется нагрев штампов.
Процесс проходит гораздо быстрее, чем при горячем методе. Но самый главный минус – спектр материалов, которые могут быть использованы в разы меньше. Кроме того, плохо работает с поверхностями, которые имеют выпуклости. Такой тип работы выгоден экономически – низкая цена услуги.
Особенности технологии
При холодном тиснении используется не пресс, а ультрафиолетовая лакировка и ультрафиолетовый клей. Использование такого метода стало доступным уже после создания специальных клеев и пленки, которые стало возможным использовать в любой типографии.
Расходные материалы
Расходными материалами, как уже стало понятно, являются клей и фольга. Самое востребованное, по-прежнему, считается тиснение золотой фольгой, которая выполняется в несколько слоев. Это основа из пленки, слой разделения, цветной слой и слой адгезии, нужный для соединения.
Для улучшения адгезии нередко используют специальный праймер. При этом, фольга для мокрого тиснения строго должна отвечать требованию – пропускать ультрафиолетовый слой. Клей наносится поверх красочного слоя, и необходимо следить, чтобы цветные слои и применяемый клей были совместимы.
Принцип действия
Печать
Принципиальная схема действия офсетной машины
В традиционной офсетной печати краска переносится на бумагу, проходя через систему красочных валиков, формного и офсетного цилиндров. Форма чаще всего представляет собой пластину с фоточувствительным полимерным покрытием на металлической основе. Как правило, основой пластины служат сплавы алюминия (в советское время использовался картон «прессшпан» с нанесением покрытия).
Изготовление печатной формы офсетной печати
Для нанесения на печатную пластину изображения, необходимы стадии экспонирования и проявки, в процессе которых засвеченные части формы (соответствующие пробельным элементам) становятся гидрофильными и начинают смачиваются водой (увлажняющим раствором), но отталкивают любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоборот, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь, называются гидрофобными или олеофильными. Таким образом краска переносится исключительно на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения. При каждом повороте с помощью системы увлажняющих валиков, цилиндр с печатной формой увлажняется, а затем через систему красочных валиков на его гидрофобные части наносится краска. Изображение переносится с цилиндра печатной формой на резинотканевое полотно офсетного цилиндра, а оттуда — на запечатываемый материал. Наличие офсетного цилиндр способствует повышенной тиражестойкости и снижению дефектов печати.
Варианты формирования изображения на печатной форме
Существует несколько технологий переноса изображения на печатную форму. Среди них технология computer-to-plate или CtP, с помощью которой изображение напрямую переносится на печатную форму с помощью плейтсеттера. В традиционной печати изображение переносится с фотоформ, которые, в свою очередь, могут быть изготовлены цифровым способом, с помощью технологии computer-to-film или CTF, или вручную с помощью фотонабора.
Плюсы офсетной печати:
- Возможность печати на любых видах бумаги и использования любых видов послепечатной обработки;
- Печать больших тиражей за короткие сроки;
- Значительное удешевление стоимости офсетной печати при больших тиражах.
Минусы офсетной печати:
- При офсетной печати требуется допечатная обработка, что делает невозможным выполнение срочных заказов, например, за час;
- Допечатная подготовка и приладка увеличивают стоимость. Печать малых тиражей может оказаться нерентабельной.
Печать цветных изображений
MAN Roland press
С помощью описанной выше технологии можно получить изображение только одного цвета — цвета краски, используемой в красочных валиках (исключение ирисовая печать). Есть несколько способов напечатать цветное изображение, из которых следует упомянуть два наиболее распространённых. Это печать в несколько прогонов (по сухому) и печать на многокрасочной печатной машине (по сырому). Оба этих способа основаны на разложении любого цвета на базовые цвета, например в системе смешения красок — CMYK, где для каждого цвета изготавливается своя печатная форма. Наиболее распространённые виды многокрасочных машин имеют собственные названия: двукрасочные, трёхкрасочные и так далее. Для обеспечения точной цветопередачи при печати используются системы контроля, основанные на денситометрии, колориметрии, спектрофотометрии а также аналоговая или цифровая цветопробы.
Технология тиснения фольгой в производстве визиток с тиснением
Этот способ изготовления дешевый и простой. Однако метод фольгирования имеет свои тонкости. Ламинатор, является ключевым составляющим, он нагревается до определенной температуры. Изображение наносится цифровым способом, после этого оно отпечатывается фольгой.
Фольга при повышенной температуре закрепляется на тонере. Верхний слой бумаги должен быть идеально гладким. Для получения четкого рисунка, на нем должны отсутствовать какие-либо детали и цветовые переходы. Иначе, изображение будет смазанным и нечетким.
При производстве визиток с тиснением допускается использование различных декоративных элементов. Цвет фольги может золотым или серебряным, сама поверхность глянцевой или матовой.
Для создания интересного изображения можно использовать фольгу схожих оттенков, различных уровней глянца. Совмещая слои, можно создавать необычный визуальный эффект и мягкую на ощупь продукцию.
Используем фольгу
Тиснение фольгой особенно популярно сегодня, ведь это наиболее легкий способ получить нужный рисунок.
Очень часто используют тиснение золотом. В таком случае берется фольга золотого цвета, она выглядит очень элегантно и презентабельно, поэтому таким способом часто декорируют и оформляют визитки.
Также можно выделить горячее тиснение.
Сначала нужно распечатать на принтере рисунок или текст, который хотим вытиснить. Затем кладем на этот рисунок фольгу нужного размера. Если фольга цветная и вы хотите получить цветной рисунок, то кладите фольгу цветом вверх. Далее необходимо положить бумагу с фольгированной заготовкой на твердую ровную поверхность и аккуратно, лишь носиком утюга прогладить лист бумаги. Старайтесь равномерно прогревать всю поверхность листа поверх фольги, иначе плохо отпечатается. Гладим в течение 3-4 минут, а затем ждем, пока фольга окончательно остынет, лишь после этого снимаем ее с рисунка.
Также горячее тиснение можно производить с помощью штампов. Штамп нужно нагреть на открытом огне и прижать им фольгу к листу бумаги или другому материалу, на который вы хотите нанести тиснение. После этого останется лишь снять излишки фольги с изделия.
С помощью специального станка для пресса или пресса, изготовленного из подручных тяжелых материалов, можно получить выпуклый рисунок на бумаге или, например, коже. Однако этот процесс довольно трудоемкий, поэтому использовать такое тиснение дома достаточно затруднительно.
Также можно прогнать бумагу с распечатанным рисунком и приложенной сверху фольгой через ламинатор.
Тиснение на картоне — высший уровень полиграфии
Обычные визитки даже при замечательном дизайне не идут ни в какое сравнение с теми, которые носят следы художественного тиснения. Даже логотип компании, оттиснутый на картоне, смотрится солиднее и вызывает больше уважения. Кроме открыток, грамот и сертификатов тиснение на картоне часто применяется при изготовлении упаковки для товаров. Плотная бумага хорошо поддается воздействию клише и бесконечно долго держит рельефный рисунок в первозданном качестве.
Если вы выбираете из разных способов тиснения, позвоните по номеру, указанному на сайте. Наши консультанты помогут подобрать наиболее оптимальный вариант, который даст возможность сэкономить и получить замечательный результат.
Видео по теме статьи
Как можно увидеть, процесс тиснения фольгой достаточно прост, поэтому справиться с ним не составит для вас никакого труда. Если вы еще сомневаетесь, посмотрите видео-уроки по этой теме, они помогут вам вдохновиться.
https://youtube.com/watch?v=r46YxC1eCCE
История тиснения
В древние времена на заре появления печатей (штампов) изображения на определённую основу (поверхность) наносились методом тиснения. К примеру, с помощью специальной печатки-штампа на сырую глину гончары ставили клеймо на свои изделия. Купцы, запечатывая товар в кувшины, на пробке ставили свой знак. Такой способ использовали в Индии и Египте. На Руси даже существовала должность хранителя печатей.
Древние шумеры использовали в обиходе цилиндрические печати, похожие на современныые.
В архивах Ватикана по сей день хранится написанная внуком Чингисхана бумажная грамота. В местах склейки листов и в самом конце свитка располагается оттиснутая красной краской печать хана с определённой надписью.
Технология тиснения неразрывно связана с технологией набивки рисунка на ткань. Мастер вначале наносил в виде гравировки изображение на дерево, а затем с помощью гравированной доски переносил его на ткань. Первый раз данный способ нанесения текста был использован в 1370-х годах. Метод тиснения послужил основой для развития книгопечатания. Сегодня печати приобрели несколько иное предназначение, поскольку служат для подтверждения легитимности того или иного документа (см. удостоверяющая печать).
С глубокой древности тиснение металла использовалось для производства украшений. Тиснение кожи для книжных переплётов известно с XII века.
Виды рельефных тиснений
При горячем тиснении фольгой возможно создание рельефного изображения за счет пластической деформации материала. Различают плоское и конгревное рельефное тиснение. В первом случае рельеф формируется только за счет воздействия штампа, во втором — материал зажимается между штампом и матрицей (контрштампом). Плоское тиснение применяется в основном при работе с толстыми материалами, например с переплетным картоном. Конгревное тиснение обеспечивает эффект рельефности на материалах любой толщины. При конгревном тиснении, в зависимости от конфигурации штампа, тисненые элементы могут лежать как в одной, так и в нескольких плоскостях.
Тигельная машина
Для придания оттискам запоминающегося вида и повышения степени их защиты от подделки в полиграфии используются так называемые радужные голограммы — микрорельефные изображения на фольге. Существующие радужные голограммы условно можно разделить на три типа:
- плоские;
- объемные — содержащие несколько уровней, создающих 3Dэффект объема изображения;
- полностью объемные трехмерные изображения.
В последнее время разрабатываются всё новые оптические защитные элементы на базе фольги: цифровые голограммы, гелиограммы, Trustseal и т.п.
Вид датчика отслеживания голограмм
Конгрев — многоуровневое выпуклое тиснение (названное так в честь своего разработчика Уильяма Конгрева), при котором применяется матрица (верхнее зеркальное клише) и контрматрица (пуансон). Таким методом тиснят только листовой материал, который способен изменять свою форму. Материал, на короткое время зажатый между штампом и матрицей, принимает форму клише и остается в таком положении. В результате получается красивый объемный трехмерный оттиск. Недостатком конгрева является то, что толстый материал, формируемый между штампом и матрицей, не передает тонких деталей, а тонкий материал не держит объемную форму достаточно долго. |
Голограммы для горячего тиснения имеют структуру, аналогичную структуре обычной фольги для горячего тиснения. Одно из основных требований при нанесении голограмм на оттиск — точное соблюдение приводки относительно запечатанного изображения, поэтому для их припрессовки используются специальные прессы, оснащенные сложными системами контроля приводки и совмещения.
Область применения
Тиснение может быть применено в качестве самостоятельного способа оформления самых разнообразных книжных переплётов. Помимо этого, оно может выступать в качестве подготовительного этапа поверхности книг для дальнейшего печатания фольгой или краской. В случае использования краски или фольги блинтовое тиснение делает надпись гораздо более устойчивой к различным повреждениям и истиранию. Это напрямую связано с тем, что уровень тиснёного изображения располагается значительно ниже уровня самого материала.
Наряду с другими видами работ технология активно применяется в процессе производства разного рода предметов:
- обложек;
- дипломов;
- папок;
- визиток и некоторых других изделий.
Такой способ тиснения широко используется при изготовлении рекламной продукции. Он необходим для персонализации планнингов, папок, ежедневников. Кроме того, такой способ отделки используется при выполнении сувенирной продукции, которая обычно изготавливается из натуральной или искусственной кожи. При работе с кожей стоит быть особенно осторожным, так как можно легко испортить изделие.
Специалисты считают, что эта технология является наиболее простой и доступной. С её помощью обычный кошелёк, визитку и даже книжную обложку можно превратить в самое настоящее произведение искусства. Специалисты выполняют работу с учётом пожеланий заказчика, что не может приятно не радовать. Используя технологию тиснения, можно преподнести необычный, но очень приятный подарок близкому человеку.
Методы
Часто используемое в сочетании с тиснением фольгой, тиснение изменяет поверхность бумажной массы или других субстратов, обеспечивая трехмерный или рельефный эффект на выбранных областях. Процедура требует использования двух штампов: одного приподнятого и второго утопленного. Матрицы подходят друг к другу так, что, когда бумага прижимается между ними, приподнятая матрица вдавливает заготовку в углубленную матрицу и создает тисненое впечатление. К штампам прикладывают определенный уровень давления, чтобы сжать волокна бумаги, что приводит к образованию постоянно приподнятой области на бумаге. Когда штампы изготовлены, изготовитель штампов гравирует желаемое изображение на нескольких металлических пластинах, которые являются штампами для тиснения для использования на прессе для тиснения. Тщательное понимание процесса позволит добиться более успешного результата. Как правило, тиснение — это процесс, который чаще всего используется для привлечения внимания или передачи высококачественного текстурного контраста по отношению к окружающей области бумажной массы.
«Дебоссинг» похож на тиснение, но не приподнимает дизайн, а углубляет его. Вместо того, чтобы поднимать бумагу в определенных областях, она сделана с отступом. Процесс включает в себя давление на лицевую сторону подложки и выталкивание материала с поверхности. Хотя это не так распространено, как тиснение, иногда оно используется для создания другого эффекта или внешнего вида, соответствующего конкретной теме. Тиснение и дебоссинг в приложениях с цифровой печатью — это автономный процесс, который может значительно увеличить стоимость работы.
Тиснение в основном используется для создания отличительного эффекта
Наибольшее внимание и внимание в интересах клиента следует уделять результату тисненого эффекта
Для достижения наилучшего возможного эффекта важно понимать процесс тиснения и типы штампов, которые используются для тиснения. В процессе тиснения необходимо контролировать три фактора:
В процессе тиснения необходимо контролировать три фактора:
- Давление: интенсивность воздействия на вес штампуемого ложа.
- Тепло: способность поддерживать постоянный уровень тепла для наилучшего впечатления.
- Глубина штампа: изображение клиента или усилия гравера первоначально определят глубину штампа, однако, если при просмотре рисунка выяснится, что может потребоваться регулировка глубины штампа, возможно, потребуется переоснастить штамп для достижения большей глубины . Для тиснения можно использовать большинство типов бумаги, и размер обычно не учитывается. Тиснение без чернил, когда изображение приподнято, но не окрашено, называется «слепым тиснением». Тиснение, используемое вместе с чернилами, так что рельефная область окрашивается, называется «тиснением с регистром цвета». Тиснение, используемое в сочетании с тиснением фольгой, называется «комбинированным тиснением» или «комбинированным тиснением».
Тиснение — это отдельный этап производственного процесса после лакировки и ламинирования. Это требует отдельного тиража и имеет соответствующую цену. Помимо использования в качестве элемента дизайна, тиснение можно использовать для улучшения характеристик бумажных изделий, таких как салфетки, подгузники и папиросная бумага .