Конгрев

Виды тиснения

Существует несколько видов тиснения:

  • тиснение фольгой — тиснение, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т.п.) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности материала;
  • слепое тиснение (блинтовое тиснение, блинт; от нем. blind — слепой) — тиснение с помощью клише с целью получения оттиска на гладкой поверхности (например, на текстурной бумаге, на коже). В отличие от тиснения фольгой, при этом процессе фольга не применяется, то есть при тиснении красящие вещества не передаются целевой поверхности. Для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные пленки. Рабочие температуры процесса, как правило, ниже, чем при тиснении фольгой, во избежание перегрева и порчи материала;
  • конгревное тиснение без фольги (англ. embossing, нем. praegung) — придание рельефа (как правило, в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и пуансоном (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производится либо холодным способом, либо с подогревом клише до 60 °C;
  • конгревное тиснение с фольгой. Может выполняться двумя способами. При первом способе процесс осуществляется в два прогона: при первом прогоне припрессовывается фольга, а вторым прогоном придается рельеф. При втором способе процесс производится в один удар (оттиск); перенос фольги и придание рельефа происходят одновременно, что позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на тираж. При втором способе используется технологически более сложное (и дорогое) клише, от оператора пресса требуется наличие навыка работы в один удар, необходима высокая температура (110-160 °C) и пресс, способный выполнять такие работы, например Bobst или Gietz;
  • обратный конгрев (англ. debossing) — тиснение, при котором обнижение изображения выполняется ниже уровня материала (то есть в сторону от наблюдателя). В российских типографиях применяется редко;
  • припрессовка голограмм — тиснение, отличающееся от тиснения фольгой необходимостью четко позиционировать каждую голограмму относительно изображения перед оттиском с точностью 0,1-0,2 мм. Точность достигается применением лазерных регистраторов (если голограммы выклеены поштучно на бумажной ленте, смотанной в рулон) или с помощью меток (англ. shear line) на фольге (если голограммы инкорпорированы в структуру фольги);
  • текстурирование — процесс нанесения изображения с помощью клише на гладкий материал (как правило, на металлизированную бумагу). Применяется для имитации тиснения фольгой и для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т.д.).

В настоящее время огромную популярность в производстве этикеток приобрело тиснение фольгой. Причиной является возможность придать этикетке яркий, нарядный внешний вид, что сегодня играет решающую роль при выборе продукции покупателем. Фольга придает характерный металлический блеск, чего иногда невозможно добиться, используя металлизированные печатные краски. Даже применение металлизированной бумаги или пленки не обеспечивает такого эффекта, которого можно достичь тиснением фольгой. Кроме того, при печати по металлизированным материалам возникает целый ряд дополнительных трудностей.

Тенденции развития полиграфической и упаковочной индустрии дают все основания считать, что тиснение будет занимать достойное место в конечной отделке печатной продукции. В последнее время этот способ оформления стали применять не только для повышения привлекательности продукции, но и для защиты от подделок. Автору довелось выступать экспертом по определению поддельной фармацевтической продукции, где тиснение фольгой на этикетке было одним из основных признаков легальных изделий, наряду с другими, конечно. Понятно, что тиснение ведет к удорожанию изделия, однако качественно и оригинально оформленная продукция быстрее находит своего покупателя и создает положительный имидж компании-производителю.

Рекомендации для полиграфистов

Подводя итог обзора, можно сформулировать следующие рекомендации по выбору материалов и способов изготовления штампов и контрштампов для работы на тигельных и плоскопечатных машинах.

Для горячего тиснения фольгой (плоского) небольших тиражей подойдут травленые магниевые штампы. В случае если заказ имеет достаточно большой тираж (более 40 тыс. оттисков) или если заказ имеет небольшую тиражность, но будет периодически повторяться, то следует остановить свой выбор на травленых медных штампах. Следует отметить, что риск испортить в процессе приладки магниевый штамп гораздо выше, чем медный, поскольку твердость данного металла невелика, что тоже может служить причиной для выбора штампа из травленой меди. В последнее время наметилась тенденция к повышению стоимости медных штампов и увеличению сроков их изготовления, поэтому, возможно, в скором будущем гравированные латунные штампы займут нишу, которая раньше принадлежала травленым медным штампам.

Для горячего многоуровневого конгревного тиснения и для горячего конгревного тиснения фольгой небольших тиражей подходят гравированные магниевые штампы, для больших или периодически повторяющихся тиражей в большинстве случаев применяют гравированные латунные штампы. В качестве второго элемента прессовой пары используются, как правило, контрштампы из жидких полимерных компаундов, реже — металлические контрштампы и гравированные контрштампы из твердых полимеров. Для бумаги и других тонких материалов в качестве контрштампов применяются также PR ДGO PLAST и PR ДGO PASTE. Какой именно контрштамп выбрать, следует определять, исходя из тиража, толщины и других физико-механических свойств обрабатываемого материала (бумаги, картона), конструкции машины для тиснения.

Для горячего одноуровневого конгревного тиснения возможно применение травленых магниевых и медных штампов. В случае если требуется высокая повторяемость (одинаковость) штампов, определенный угол наклона стенок штампа и его глубина для уменьшения вероятности разрывов бумаги или картона, то следует отдать предпочтение гравированию магния или латуни. Полимерные штампы используются для горячего тиснения довольно редко, поскольку под воздействием высокой температуры и большого давления выше вероятность их деформации и разрушения.

Одноуровневое холодное конгревное тиснение достаточно крупных элементов (например, линий толще 0,8 мм) может выполняться с помощью фотополимерных прессовых пар. Для более тонких работ следует применять гравированные штампы из твердых полимеров и контрштампы, выполненные из жидких полимерных компаундов. Гравированные контрштампы из твердых полимеров тоже подойдут, но их стоимость может оказаться довольно высокой.

Многоуровневое холодное конгревное тиснение в настоящее время производится не так часто, поскольку получить высокий многоуровневый или одноуровневый рельеф в отсутствие температурного фактора не так просто, ведь релаксационные процессы в бумаге или картоне замедлены, а работа ведется в диапазоне нагрузок, близком к пределу прочности материала. Кроме того, требуется применение высококачественных гравированных штампов. Материалами для их изготовления служат магний, латунь, твердые полимеры (поликарбонат, гетинакс и т.д.). Следует отметить, что по своим деформационно-прочностным характеристикам полимерные штампы близки к латунным, при этом их стоимость гораздо ниже. Несмотря на это, найти организацию, которая производит полимерные штампы для конгревного тиснения, далеко не просто, поскольку большинство фирм традиционно производят штампы из металлов и сплавов, которые подходят как для горячего, так и для холодного конгрева. Для холодного конгревного тиснения выпускается мало специализированных штампов, хотя их стоимость может быть существенно ниже традиционных металлических.

Холодное конгревное тиснение иногда выполняется на картонных коробках, открытках и прочих изделиях одновременно с вырубкой. Для этого штамп для конгрева размещают прямо на фанерном основании вырубного штампа. Контрштамп располагается на ответной плите, там же находятся и биговальные каналы.

Тиснение полиграфической фольгой.

Тиснение
полиграфической фольгой, как и блинтовое
тиснение, выполняется нагретым
плоскорельефным штампом, давящие
элементы которого возвышаются над
пробельными и лежат в одной плоскости.
Существенным отличием этого способа
является то. что в процессе тиснения
между штампом и переплетной крышкой
помещается полиграфическая фольга

Технология
тиснения полиграфической фольгой во
многом сходна с технологией блинтового
тиснения, но при этом добавляются
операции раскроя фольги, подготовки
фольгоподающего механизма, изменяются
режимы тиснения.

Режимы
тиснения:

Оптимальная
температура штампа более всего зависит
от вида фольги, типа переплетного
покровного и обложечного материала,
его полимерного покрытия, скорости
работы позолотного пресса, может
изменяться в зависимости от номера
партии, возрастать в процессах
естественного старения и взаимной
диффузии материалов многослойной
фольги.

Давление
тиснения может изменяться в пределах
от 15 до 25 МПа, подбирается в зависимости
от вида изобразительных элементов
штампа и типа переплетного материала
и должно быть таким, чтобы обеспечить
надежное закрепление красочного слоя
фольги и получить четкие очертания
графических элементов изображения,
которые достигаются при минимальной
глубине тиснения, зависящей от величины
макронеровностей фактуры, плотности и
жесткости материала.

Технология конгревного тиснения

Для выполнения тиснения методом конгрева, требуется применение специальных вспомогательных инструментов и форм (патрицы и клише). В качестве основного оборудования используется тигель и печатные прессы. Сам процесс состоит из нескольких важных этапов:

  • Подготовка рабочего состояния штампа – холодное, теплое или горячее.
  • Монтаж клише и патрицы. Шаблон итогового рисунка направлен в сторону исходного материала, а с другой стороны размещается контрматрица.
  • В зависимости от варианта шаблона, после тиснения создается объемное изображение (вогнутое или выпуклое).
  • Установление норматива тиснения – готовый узор должен быть толще в два раза, чем материал, на который он наносится.

Для способа с применением фольги используются аналогичные методы, с единственным дополнительным пунктом – между рабочим полотном и конгревом располагается тонкий лист фольги золотистого или серебряного цвета.

Особенности конгревного тиснения

Данный метод является завершающим штрихом при обработке различных материалов. Именно поэтому его можно использовать фактически на все типы продукции, независимо от исходного материала. Важным является то, что когда выполняется нанесение, тиснение конгрев делается с помощью двух форм – выпуклых и вогнутых. Кроме того, стоит отметить:

  • отсутствует потребность в добавлении дополнительных чернил и красителей;
  • визуальное улучшение вида готовой продукции, за счет нанесения слоя защитного покрытия.

Выгодно смотрится конгревное тиснение и в плане разнообразия видов (выделяется три крупных категории):

Нанесение покрасочных материалов – окрашенное, смешанное (слепое, с применением разных штампов), неокрашенное.

  • Вариативность художественных технологий – одноуровневые (для окончательной формы характерно использование одной формации узора, расположенной на одном уровне), многоуровневые (много узоров и на разных плоскостях), комбинированные (применяется сразу несколько технологий, например, использование тиснения фольгой и конгрев). В любом случае конгрев – это создание достаточно красивого изделия, которое имеет привлекательный и импозантный вид, манящий взгляд.
  • Использование вспомогательного материала – с фольгой (мгновенный оттиск с нанесением фольги на поверхность при рабочей температуре до 160 градусов), без фольги (стандартный оттиск-клише с температурой не более 60 градусов).

Работаем с конгревным тиснением своими руками: плюсы и минусы

Плюсы.

Главным отличием конгревного тиснения от всех других является то, что помимо штампа используют еще и контрштамп. Что позволяет создавать не только вогнутый, но и выпуклый рисунок.

Материал зажимается между штампом и контрштампом и под силой давления создается тиснение.

Что касается материала, то выбор довольно широк — подобное тиснение можно проводить на бумаге, картоне, коже и даже на ткани.

Данный вид тиснения может выполняться как с фольгой, так и без нее. Причем, при применении фольги, нанесение рельефа и перенос металлического слоя на материал производится в одно действие, что позволяет сильно сэкономить время на создание готового продукта.

При работе без использования фольги тиснения происходит либо холодным способом, либо при нагревании клише до 60 градусов по Цельсию, что является не очень-то высокой температурой.

Минусы.

Пожалуй, самым существенным минусом данного способа тиснения является дороговизна клише. Хоть они и изготавливаются из самых разных материалов.

Самым простым и дешевым вариантом может стать выполнение формы из фотополимера. Ее толщина может варьироваться от одного до двух миллиметров. Выносливость данной формы довольно мала – всего от ста до двух тысяч оттисков. К тому же подобное клише очень проблематично отделять от плиты.

Цинковое клише может оказаться более выносливым и выдержать несколько тысяч оттисков. Цена относительно недорога, по крайней мере подобное клише вполне способно окупить себя. К тому же его можно использовать повторно, если получится аккуратно отделить и бережно хранить.

Изготовление идеально подходящих друг к другу матрицы и контрматрицы в домашних условиях практически невозможно, ведь они должны идеально совпадать по всем размерам, и по контуру отличаться строго на толщину тиснимого материала, для подобной точности необходимо применение сложных профессиональных технологий, а значит подобное клише не может стать универсальным.

При тиснении данным методом с фольгой необходимо поддержание довольно высокой температуры клише — от ста до ста шестидесяти градусов Цельсия. Так же эта работа подвластна далеко не всем станкам, а оборудование, способное ее выполнить стоит довольно дорого. К тому же необходим специально обученный оператор, овладевший техникой работы в один удар. А значит именно этот способ воспроизвести в домашних условиях будет просто невозможно.

Если вы решились попробовать именно этот метод тиснения в домашних условиях, то вам будет необходим хороший качественный пресс и что-то, что можно будет использовать как матрицу и контр-матрицу. В интернете вы можете найти уже готовые пары, выставленные на продажу. Так же вы можете обратиться к мастерам, способным создать клише по вашему индивидуальному эскизу. Конечно же подобный заказ будет стоить вам достаточно кругленькой суммы денег.

Тиснение фольгой

Тиснение классической золотой фольгой

Метод печати, при котором на бумагу под температурой переносится фольга вместе с оттиском. Фольга бывает нескольких видов: металлизированная, пигментная, прозрачная.

Металлизированная фольга:

  • глянцевое и матовое золото, серебро, медь
  • перламутровая фольга, фольга с текстурой
  • металлизированные цвета (синий, красный, зеленый и пр.)

Пигментная фольга:

  • черная матовая и глянцевая фольга
  • белая фольга
  • цвета по палитре (как правило это либо похоже на шелкографию при слабом оттиске, либо на высокую печать)

Прозрачная фольга:

эффект похож на глянцевый УФ лак с оттиском

Белая фольга на розовой бумаге

По сравнению с высокой печатью на тиснении фольгой более слабый оттиск. Изготавливаются металлические клише, которые можно использовать повторно, что существенное снижает стоимость повторного тиража.

Механические способы отделки печатной продукции.

Гренирование— это изменение фактуры или создание
определенного рельефа у тонкого рулонного
или листового материала и на оттисках.
Оно применяется при изготовлении
специальных видов бумаги и картона, в
производстве упаковки престижных
товаров и редко — при изготовлении
репродукций и открыток высокого качества.

Биговка— это нанесение на тонкий (до 3 мм)
листовой материал или фальцуемую тетрадь
прямых углубленно-выпуклых линий,
облегчающих изгиб полуфабриката на
последующих операциях.

Пригодность
картона для биговки можно определить
по значению коэффициента kпб:

kпб= (hв–hн) /dм,

где hв— наибольшая
глубина бига, при которой не разрушается
его внутренняя поверхность при изгибе
полуфабриката на 90°;

hн—наименьшая
глубина бига, при которой не разрушается
его наружная поверхность, мм;

dм—толщина материала,
мм.

Перфорация— это просечка в малой стопе листов
бумаги, тонкого картона, оттисков, в
фальцуемой тетради или в книжном блоке,
состоящем из отдельных листов (долей),
цепочки расположенных на одной линии
и близко друг от друга щелеообразных,
круглых или прямоугольных отверстий
сравнительно небольшого размера.

Высечка— это придание печатной продукции,
картонным заготовкам, буклетам, книжным
изданиям в обложке сложной конфигурации
в соответствии с их конструкцией или с
замыслом художника. Высечка является
обязательной операцией при изготовлении
многих видов этикеток, упаковок, картонной
тары, игрушек, почтовых конвертов,
применяется также в рекламных изданиях
и изданиях для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, изготовляемых
по специальному заказу издательства.

Конгревное тиснение (конгрев)

Несмотря на то, что само по себе конгревное тиснение знакомо человечеству достаточно давно, в спектре услуг полиграфии его использование до сих пор считают новинкой. И дело здесь не в каком-либо неузнаваемом развитии данной технологии оформления, а в ее удивительной способности каждый раз создавать результат, который уникальным образом преображает продукцию.

Конгревное тиснение выполняется на финальном этапе послепечатной подготовки изделий, обеспечивая их конечную брендовую визуализацию. С его помощью легко можно придать эффектную рельефность названию, логотипу или любому другому контурному рисунку, который выражает имиджевую концепцию компаний или же частных лиц.

Осуществляется конгрев путем прессования необходимого участка материала между нагретым клише и контрклише (именуемых также «матрица» и «контрматрица»), которые и задают необходимый одно- или многоуровневый оттиск. Зачастую конгревное тиснение образует выпуклость на обрабатываемой поверхности, но может применяться также для создания форменных углублений – в этом случае действие называют обратным конгревным тиснением.

По принципу прохождения процесса выделяют горячий конгрев и холодный. Чаще всего используется первый вариант, при котором клише предварительно нагревается до температуры порядка 60 °C. Второй же метод предназначен преимущественно для тех ситуаций, когда прессуемый материал нельзя подвергать высокотемпературному воздействию.

Конгревное тиснение создает изящные объемные фигуры, которые выигрышно подчеркиваются на свету естественными теневыми переходами. Они превосходно выглядят без какой-либо стилизации, но при дополнительном применении специальной фольги (конгревное тиснение фольгой) могут также иметь оттеночный или металлизированный блеск.

Сотрудники компании «АМК групп» помогут Вам выполнить конгревное тиснение самых замысловатых форм на любых интересующих Вас материалах. Заказывая конгрев у нас, Вы можете рассчитывать не только на максимальное качество исполнения, но и на ощутимую материальную выгоду, которую предопределяет реализуемая нами для каждого клиента бонусная программа.

Тиснение

Плотно вошли в сознание людей понятия и образы драгоценных металлов. Блеск всегда ассоциируется с чем-то богатым и привлекательным. Поэтому визитки, этикетки, упаковка, сувенирные календари, ежедневники и другая полиграфическая продукция выглядит намного презентабельнее и дороже, если на ней используется тиснение. Особенно, когда речь идет про тиснение под «золото». И действительно, с конца XVI и до конца XIX века для «золотого» тиснения применяли чистое золото. Только в начале 20 века для получения изображения с настоящим металлическим блеском начали использовать тиснение фольгой. Самые первые упоминания о слепом тиснении на обложках книг пришли из Китая еще в VI веке н.э. А вообще своеобразные «печатки», с помощью которых оттискивали изображение на влажной коже и глине начали появляться до нашей эры. В наше время существует множество разновидностей тиснения.

Преимущества конгревного тиснения

Среди всех способов тиснения, конгрев – это, пожалуй, самый популярный. Его характеризует немалый ряд преимуществ:

  • привлекательный внешний вид;
  • создание всевозможных форм упаковок;
  • снижение себестоимости за счет ненадобности использования дополнительных красок;
  • большой выбор клише;
  • уникальный способ печати.

Кроме этого, обычное тиснение и конгрев отличия имеют и в выборе материала для шаблона клише. Помимо широко распространенных медных, используются и латунные (одни из самых прочных и качественных), полимерных (с низкой стоимостью, одноразового использования), из тяжелых металлов (цинк, магний – рекомендовано применять нечасто).

В любом случае использование данного уникального метода тиснения все больше набирает популярность сегодня. Это неудивительно, ведь готовые узоры конгрева служат очень долго, не теряют своего первоначального цвета, универсальны и сразу бросаются в глаза.

Виды тиснения по типу клише

Блинтовое

Технология позволяет получить рельеф, похожий на оттиск штампа. Клише с вытравленным на нем рисунком прижимается прессом к материалу. Штампы изготавливают из твердых металлов: магния, меди, цинка, латуни. Рассмотрим свойства штампов из двух наиболее популярных металлов:

Магний Медь
  • Тиражестойкость — 50 000 оттисков.
  • Толщина линий — от 0,15 мм.
  • Печать выполняется на любых материалах — от кожи до тонкой пленки.
  • Подходит для блинта и конгрева.
  • Низкая себестоимость.
  • Срок изготовления — сутки.
  • Тиражестойкость — 150 000 оттисков.
  • Высокая детализация рисунка. Толщина линий — от 0,015 мм.
  • Подходит для всех технологий тиснения (блинт, конгрев).
  • Высокая стоимость.
  • Срок изготовления — до 5 рабочих дней.

Рисунки на штампах не отличаются богатством декора. Зато технология позволяет быстро сделать большое количество однотипных оттисков. Поэтому в современной полиграфии блинт намного популярнее конгревного тиснения.

Блинтовое тиснение на ежедневниках.

Конгревное

Изобретатель метода — Уильям Конгрив (1772—1828). Этот англичанин — «отец» ракетного оружия. Впрочем, его пытливый ум интересовали не только пороховые ракеты, но и полиграфия, инженерия, часовое дело.

При конгревном тиснении материал помещается между штампом и контрштампом (пуансоном), которые вдавливаются друг в друга. Кто пёк печенья-орешки на сковородах-формах, тот легко представит этот процесс. В итоге получается объемный рисунок с заметным рельефом и прорисовкой тонких линий.

Технология позволяет получить как выпуклые, так и вогнутые изображения (так называемый обратный конгрев).

Для выполнения конгревного оттиска необходимо приложить в два раза больше усилий, чем при блинтовом способе, и в 4 раза больше, чем при тиснении фольгой. Сила давления равна 25—45 МПа. В книгоиздательском деле конгрев уже почти не встречается. Технология используется лишь при оформлении подарочных изданий.

Конгревное тиснение может быть холодным и горячим (клише нагреваются до +60 °С).

Конгрев на визитках

Цифровая печать и офсетная печать

Высокая печать серебряной краской, шелкография белой краской и цифровая печать

Виды печати, которые используют классические типографии и копи центры для печати полноцветных изображений. Необходима при печати многополосных изданий. Для малых тиражей подходит цифровая печать, для больших — офсетная. Оба способа, при необходимости можно комбинировать с аналоговыми видами печати (если позволяет техническая сторона вопроса).

цифровая и высокая печать

Например:

  • акварельный фон + тиснение фольгой
  • мраморная текстура + высокая печать черной краской
  • цветные мазки маслом + слепая печать

Виды тиснения по температуре штампа

Рисунок получается давлением оттиска. Однако при горячем способе клише нагревается и не просто выдавливает рельеф, а прожигает верхние слои материала.

Нужно учитывать, что горячее тиснение выполняется только на поверхностях, которые не плавятся от высоких температур (кожа, бумага).

Горячее клише Холодное клише
  • Высокая декоративность рисунка.
  • Рельеф более устойчив к механическим воздействиям.
  • Высокая производительность — до 150 м/мин.
  • Простота технологии.
  • Доступные расходные материалы.

При всей своей эстетичности горячее тиснение имеет недостаток — высокую стоимость. Поэтому нет смысла использовать его на малых тиражах или при ограниченном бюджете.

Конгревное горячее тиснение подойдет для нанесения рисунков на разные поверхности, а блинтовое — только на плоские и широкие предметы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector