Гост 11860-85 гайки колпачковые класса точности a. конструкция и размеры (с изменением n 1)

Как подобрать колесные гайки и шпильки

11 Декабря 2018, 11:005296

Логичным продолжением темы подбора колесного крепежа является подбор колесных шпилек и гаек. Главным отличием шпилечного крепления колес от крепления болтами является то, что в креплении колеса шпильками участвует 2 компонента. Непосредственно, колесная шпилька – это то, что запрессовано в ступицу и торчит из нее, и колесная гайка – то, что накручивается на шпильку после установки колеса. Подбор каждого их компонентов крепления осуществляется отдельно.

Пара шпилька-гайка для крепления колес используется на подавляющем большинстве автомобилей японского, корейского и американского происхождений. Болты, рассматриваемые в предыдущей статье – на европейских марках.

Виды и размеры

Широкое применение колпачковых метизов обусловлено обилием их видов и размеров. ГОСТ 11860-85 предусматривает 2 конструкции колпачковых гаек – сферические (исполнение 1) и более плоские (исполнение 2). Они различаются между собой глубиной колпачка. Исполнение 2 требует более точной подгонки длины болта. Если этим пренебречь, то не все витки резьбы будут задействованы и соединение потеряет прочность или вершина болта упрется в колпачок и гайку будет невозможно затянуть. Поэтому исполнение 1 более распространено.

Некоторые компании изготавливают колпачковые гайки на заказ, по чертежу или эскизу. Их форма, размеры, материал и покрытие могут отличаться от общепринятых. Они будут полностью соответствовать требованиям заказчика. Отдельные виды оснащаются буртиком для подкладной или уплотнительной шайбы. На некоторые гайки дополнительно ставятся нейлоновые кольца. Благодаря этому соединение лучше переносит вибрацию, а вероятность произвольного откручивания минимальна.

Все обилие вариантов стандартизируется ГОСТ 11860-85 (для изделий отечественного производства) и DIN 1587 (для зарубежной продукции). Так, номинальный диаметр резьбы должен составлять:

  • М3;
  • М4;
  • М6;
  • М8;
  • М10;
  • М12;
  • М14 (не рекомендуется к использованию);
  • М16;
  • М18 (не рекомендуется к использованию);
  • М20;
  • М22 (не рекомендуется к использованию);
  • М24.

Шаг резьбы бывает крупным и мелким.

  • Крупный шаг используется по умолчанию и не указывается в маркировке. Он имеет значения от 0,5 до 3 мм и зависит от номинального диаметра резьбы. Такой крепеж лучше работает при больших нагрузках, имеет более высокую точность резьбы и меньшую стоимость.
  • Мелкий шаг может встречаться только в гайках М8, М10, М14 и М24. Он лучше переносит небольшую вибрацию и переменные нагрузки, поэтому такие гайки применяются в высокоточных механизмах в машиностроении и других областях техники.

В ГОСТ 11860-85 указываются и другие требования.

  • Диаметр описанной окружности – от 6 до 40 мм. Это нужно учитывать, если гайка ставится в углублении под торцевой ключ или для расчета расположения болта, когда соединение находится у самого края деталей.
  • Размер гайки «под ключ» – от 5,5 до 36 мм. При выборе метиза можно сразу определить размер инструмента, которым эта гайка будет закручиваться, и заранее его подобрать.
  • Наименьшая высота «под ключ» – от 2,75 до 15 мм. Это нужно для расчета усилия зажима или размеров соединения, чтобы метизы не выходили за габариты деталей.
  • Масса 1000 штук гаек – от 0,92 кг (при сечении 3 мм) до 192,6 кг (при сечении 24 мм). Вес крепежа тоже нужно учитывать, особенно если соединение выполнено на подвижных частях точного механизма или опоры не отличаются надежностью.

Также в этом ГОСТе даны ссылки на другие документы, которые определяют особенности конструкции колпачковых гаек и ее свойства. Так, ГОСТ:

  • 10549 – недорез резьбы;
  • 24705 – геометрические размеры резьбы и допуски на ее отклонения;
  • 1759.3 – дефекты поверхностей метизов и методы их контроля;
  • 1759.1 – предельные отклонения формы гаек и точности размеров;
  • 1759.0 – технические требования к уже изготовленным метизам, их механические свойства и внешний вид.

Стандарт DIN 1587 определяет размеры и материал для изготовления глухих гаек. Это может быть:

  • углеродистые, легированные стали;
  • конструкционные и нержавеющие стали;
  • стали с гальваническим или иным покрытием (хромированные, оцинкованные);
  • цветные металлы, латунь, бронза, алюминий;
  • твердые пластмассы.

Диаметр резьбы – от М4 до М24. На поверхность может наноситься защитный слой на основе цинка или никеля.

Размеры должны лежать в пределах:

  • внешнее сечение колпачка – от 6,5 до 34 мм;
  • высота 6-гранника – от 3,2 до 19 мм;
  • общая высота гайки – от 8 до 42 мм;
  • ширина 6-гранника «под ключ» – от 7 до 36 мм.

На форму дна колпачка стандарты не распространяются.

Что это такое?

На территории России стандартов ГОСТ для рым-гайки нет, ее производят по DIN582. Это мировой стандарт.

Традиционная гайка представляет собой крепежную деталь с внутренней резьбовой нарезкой. Соединение создается в сочетании с винтовыми болтами или шпильками. Приставка «рым» переводится как «кольцо». То есть рым-гайка – это кольцо, соединенное с гайкой. Главная ее особенность – это резьба, расположенная под углом 90 градусов относительно ее кольца. Резьба может быть метрической или дюймовой.

Вот главные плюсы таких крепежей.

  • Нет потребности в гаечном ключе для затягивания метиза. Это можно сделать при помощи любого рычага, вставленного в кольцо.
  • Технологические характеристики по международному стандарту очень высокие – стальная гайка выдерживает большую нагрузку. А также изделия обладают увеличенной грузоподъемностью – до 21600 килограммов.
  • Устойчивы к процессу ржавления в условиях повышенной влажности.
  • Невысокая цена.

Необычная форма метиза позволяет завинтить рым-гайку очень сильно в отличие от обычной, где обязательно использование гаечного ключа.

Колесные шпильки

Итак, колесные шпильки, а начнем мы именно с них, имеют 3 основополагающих параметра:

  • диаметр и шаг резьбы,
  • длина,
  • диаметр забивной части.

Последний параметр самый важный, потому как, именно этой частью шпилька запрессовывается в ступицу. Подбирать забивную часть шпильки необходимо с точностью до сотых. Несоответствие в 0,05 мм может привести к тому, что шпилька будет слабо держаться в ступице и при очередном монтаже провернется. Либо, если забивная часть больше — не влезет в забивное отверстие ступицы.

Говорить о самостоятельном подборе не имеет смысла — размер шпильки зависит исключительно от марки и модели автомобиля. Не редкость, когда даже в одном автомобиле шпильки на задней и передней оси разные, по забивной части или длине. Поэтому, совет от нашего магазина – заказывайте колесные шпильки в оригинальном исполнении либо качественные аналоги в специализированных магазинах, где вам помогут с подбором. Второй вариант экономически более выгоден, но оправдает себя полностью, только если нет сомнений в компетентности продавца и в качестве продаваемого им товара.

Сферы применения

Колпачковые гайки используются, чтобы придать оборудованию эстетичность и скрыть его внешние недочеты. Сфера их применения постоянно расширяется. Это может быть:

  • производство мебели;
  • машиностроение;
  • приборостроение;
  • изготовление различного оборудования, в том числе медицинского;
  • пищевая промышленность;
  • вело- и мотостроение;
  • дизайнерские объекты.

Основные нюансы использования заключаются в следующем:

  • метизы с мелким шагом и нейлоновым кольцо хорошо работают при вибрации, вероятность самопроизвольного раскручивания крайне низкая;
  • крепеж с большим номинальным диаметром и крупным шагом применяется при больших осевых нагрузках, когда резьба работает на срыв.

В следующем видео вас ждет краткий обзор колпачковой гайки DIN 1587.

Назначение

Предназначена рым-гайка для поднятия различных габаритных конструкций, удерживания предметов на весу, перемещения конструкций, для грузоперевозок или такелажных работ.

А также у данного метиза довольно широкая сфера применения. Они используются:

  • в строительстве (чаще всего особую роль играют при выполнении высотных работ);
  • в судостроении;
  • в производстве автотранспорта (например, при помощи такого крепежа можно отбуксировать неработающий автомобиль);
  • в промышленности;
  • в быту;
  • в сельском хозяйстве.

При эксплуатации крепеж накручивается на резьбовой стержень шпильки или винта, размер которого должен соответствовать размеру втулки гайки.

Область применения крепежных элементов

Обеспечение качественного соединения имеет важное значение в любой сфере промышленности. Гайка соединительная М8 имеет удлиненную форму, которая оснащена сплошной резьбой по внутренней стороне


Шаг резьбы

Материал изготовления — сталь холодного или горячего катания. Имеет обработку гальванической оцинковкой для предотвращения коррозии детали. Гайка М8 может быть изготовлена из стали нержавеющей А2 или А4.

Некоторые области использования требуют изготовления крепежных элементов из латуни, меди, пластика или других сплавов. Весь необходимый ассортимент продукции представлен на рынке крепежных элементов.

Гайка М8 широко используется:

1. При креплении съемных деталей в машинном производстве. Используются в комплекте с анкерами, болтами, шпильками. В тяжелом машиностроении и энергетике получили применение гайки из углеродистой стали с классом прочности 12,0. Это обеспечивает долгий срок эксплуатации в жестких условиях.

2. В мебельном производстве в качестве фурнитуры. Отличительная черта — крепежный элемент не имеет ярко выраженного шестигранника по внешней стороне детали. Имеются некоторые конструктивные особенности, которые позволяют использовать гайки М8 для достижения определенных результатов.

3. В строительной сфере при монтаже воздухоотводов, канализационной системы или отопительных приборов.

4. В домашнем хозяйстве для решения бытовых задач.

5. В сфере приборостроения.

6. При производстве бытовой техники.

8.2 Испытание твердости

Приконтролегаекиспытаниетвердостипроводятнаоднойизопорныхповерхностейгайкивтрех точках, смещенныхотносительнодругдругана 120°, азначениятвердостиопределяюткаксреднеарифметическоетрехизмерений.

Вспорныхслучаяхтвердостьпроверяютнапродольномсечении, проходящемчерезосьгайки, в точках, расположенныхкакможноближекнаружномудиаметрурезьбыгайки.

ИспытаниетвердостипоВиккерсуявляетсярешающими, гдеэтовозможно, следуетприменять нагрузку 30HV.

ВслучаепримененияиспытанийпоБринеллюиРоквеллуследуетиспользоватьпереводныетаблицы.

ИспытаниетвердостипоВиккерсу-поГОСТ 2999.

ИспытаниетвердостипоБринеллю-поГОСТ 9012.

ИспытаниетвердостипоРоквеллу-поГОСТ 9013.

Сферы применения

Перед покупкой гаек корончатых очень важно определиться со средой использования и назначением. Если крепежи будут применяться в нормальных условиях, то можно приобретать и использовать метизы из обычной стали

В том случае, когда окружающая атмосфера предполагает неблагоприятные обстоятельства, целесообразно применять изделия из материалов, устойчивых к коррозии. А если среда химически агрессивная, лучше всего подойдут варианты из нержавеющей стали или цветных металлов. Все корончатые гайки можно найти в различном исполнении.

Данные крепежи широко применяются в разнообразных отраслях промышленности, очень часто встречаются в быту. Наиболее хорошо они себя зарекомендовали в автомобильной, вагоностроительной областях производства. А также они незаменимы в механизмах, что постоянно сталкиваются с высокими нагрузками или повышенной вибрацией.

В следующем видео вы узнаете, как можно применять корончатую гайку.

Размеры

Изделия категории М6 имеют стандартизированную длину 1,2 см. Габарит под шестигранник при этом составляет 0,5 или 0,4 см. Длина создаваемой резьбы будет равна 0,7 см. Её шаг строго стандартизирован — 0,1 см.

Отдельно стоит сказать про гайку формата М3. Это изделие выпускается только в категории точности А. Высота варьируется от 0,215 до 0,4 см. Наименьшая высота захвата при использовании ключа равна 0,172 см. Диаметр варьируется от 0,3 до 0,345 см. Шаг резьбы принимается по умолчанию 0,05 см.

Стоит учитывать, что диаметр описанной окружности отличается в зависимости от использованного стандарта. По DIN 934 он равен 0,601 см. По ГОСТ 5915-70 он несколько меньше — 0,59 см. А вот габарит под ключ в обоих стандартах одинаков и составляет 0,55 см. В некоторых случаях применяют эриксоновские гайки с накаткой.

Именно таково типичное изделие М4. Диаметр составляет 0,57 см. Полукруглая головка имеет размер 0,8 см. По умолчанию большинство таких гаек покрывается белым цинком. В стандартную упаковку входит до 10 тысяч экземпляров. Правда, такие крупные заказы в основном делают только мебельные фабрики.

Немного отличается эриксоновская гайка М5. «Тело» такого крепежа имеет размер 0,65 см. Габарит полукруглых головных частей может достигать уже 1,2 см. Часто практикуется оксидирование конструкционного металла. В целом, как уже говорилось, это один из самых «ходовых» вариантов.

Изделия формата М12 практически нигде не производятся, и в каталогах не фигурируют (их делают только в единичных случаях на заказ). У гайки Эриксона категории М8 размер общего сечения равен 1 см. При этом габарит плоской головки может достигать 1,5 см. А суммарная длина конструкции составляет 1,35 см. У М10 соответствующие параметры равны:

  • 1,4 см;

  • 3 см (в полукруглом варианте);

  • 1,6 см.

В следующем видео рассказывается, как выбрать и установить гайку.

9.1 Обозначения

Маркировочныеобозначенияприведенывтаблицах 12 и 13.

Таблица 12 -Маркировочныеобозначениягаекпоклассампрочностивсоответствиис 3.1

Класспрочности

4

5

6

Альтернативная
маркировка

илисимвол обозначения

4

5

6

иликодовый символ (система циферблата)

Окончаниетаблицы
12

Класс
прочности

8

9

10

121)

Альтер-
нативная маркировка

илисимвол обозна-
чения

8

9

10

12

иликодовый символ (система цифер-
блата)

1)Впозиции 12 чмаркировочнаяточканеможетбытьзамененаклеймомизготовителя.

Таблица 13 -Маркировкагаекпоклассампрочностивсоответствиис 3.2

Класспрочности

04

05

Маркировка

Обзор видов

Для монтажа конструкций в корпуса с тонкими стенками рекомендуется использование гаек по стандарту DIN 557. В таком варианте отсутствуют острые углы. Один из торцов оснащают фасками, в то время как плоскость другого торца не имеет отклонений от ровной формы. После монтажа гайка будет совершенно неподвижна. Крепеж выполняется путем завинчивания стержневой детали.

DIN 557 относится только к изделиям с резьбой от М5 до М16. При этом применяется класс точности C. Если есть особые формы или уникальные исполнения, можно применять стандарт DIN 962. Приемный контроль производится по стандарту DIN ISO 3269. Размер резьбы М25 исключен из стандарта с 1985 года.

Полезно обратить внимание также на анкерную гайку, соответствующую нормам DIN 798. Подобный тип крепежа находит широкое применение при креплении кровельных конструкций

Обычно его используют в тесной связке с анкерными болтами. Однако, такой крепеж актуален только при незначительных нагрузках. Из-за малого числа витков для ответственных конструкций это решение подходит мало.

Класс прочности гаек по такому стандарту может быть:

  • 5;
  • 8;
  • 10.

Если есть очень высокие требования к качеству соединения, можно применять привариваемые гайки DIN 928. Их изначально проектируют под максимальные требования к качеству крепежа. Особенно актуален подобный метод стыковки в машиностроительной отрасли, где некачественное, ненадежное соединение может обернуться серьезными последствиями. Гайки DIN 928 фиксируются за счет расплавления особых выступов на наконечниках. Поскольку для их изготовления применяют нержавеющие стали, стойкие к кислотам, опасаться наступления коррозии со временем не стоит.

Следует особо отметить кузовные квадратные гайки. По своему устройству они заметно сложнее любого из перечисленных типов. Вопреки названию, это изделие востребовано не только в автомобилестроении и в авторемонте. Его также довольно широко применяют, чтобы крепить кабели, провода и разные иные электротехнические конструкции. Подходит это решение и для плотного стягивания листов.

Благодаря усикам облегчается вставление в специальные проходы. Но это достигается только при прижатии самих «усиков»; когда же они не закреплены, монтаж производится так же, как и с помощью простой гайки.

Установка кузовной квадратной гайки не потребует особых навыков и/или специального инструментария. При достаточной ловкости рук можно обойтись обычными столярными плоскогубцами и отверткой. Еще одним немаловажным «инструментом» окажется некоторое количество терпения. Безусловно, надежность будет не та, что достигается при сварке. Однако технологически такое решение проще и не ослабляет металл.

Колесные гайки

Колесные гайки, как и болты, различают по 4 основным параметрам: диаметру и шагу резьбы, профилю прижимной части, высотой гайки, размером под ключ.

2. Профиль прижимной части колесной гайки

Профиль прижимной части колесных гаек бывает – конусный, сферический, плоский. Как и в случае с болтами, колесные гайки подбираются исключительно по профилю колодца в колёсном диске. Чем чреват неправильный подбор подробно описано в предыдущей статье.

Во время самостоятельного подбора нужно принять во внимание следующие факты:

  • гайки сферические — только для оригинальных дисков Honda, Rover и несколько старых моделей VW;
  • гайки плоские — только для оригинальных литых дисков Toyota, Mitsubishi, Hyundai, некоторых глобальных моделей Peugeot и Citroen;
  • гайки конусные — для оригинальных дисков тех марок автомобилей, которые не упомянуты в предыдущих пунктах;
  • диски сторонних производителей рассчитаны на использование только конусных гаек.

3. Высота гайки, размер под ключ, форм-фактор

Высота колёсной гайки не имеет принципиального значения. Главное, чтобы гайка была не ниже оригинального образца, иначе есть риск, что колесная шпилька упрется в «донышко» гайки. Как правило, для дисков с глубокими колодцами устанавливают гайки повыше.

Колесные гайки бывают открытыми и закрытыми. Открытыми, в большинстве случаев, крепятся стальные диски т.к предполагается что такой диск прикроется колпаком, а высокая закрытая гайка может воспрепятствовать этому. Во-вторых – экономия денег, т.к. открытые колесные гайки существенно дешевле.

Выбирайте колесные гайки под размер вашего оригинального балонного ключа. Делать это надо по нескольким причинам. Во-первых, в будущем это исключит путанницу при подборе гайки по модели автомобиля. Во-вторых, вам не придется покупать новый балонный ключ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector