Как, когда и зачем государство печатает деньги? рассказываем о тонкостях выпуска и обращения денег

Серийные номера

Номера серий купюр евро имеют 11 числовых разрядов и одну букву, выполняются в двух цветах высокой печати. Как и все другие мировые валюты, имеют особый шрифт начертания цифр и буквенных символов, которые обнаруживают отличия даже при кажущейся абсолютной похожести. Генерация номеров не является рандомной, а происходит по особому алгоритму, подразумевающему определенные и не лишенные интереса математические закономерности, рассмотренные ниже.

Страна эмиссии

Если сложить все числа в ряду серийного номера, то первое число изначально получится двухзначным. После суммирования полученных цифр этого числа и выхода на однозначное число получается цифра, соответствующая классификации страны, выпустившей данную банкноту. По данной классификации за каждой страной, законодательно имеющая право на печатание европейской валюты, закреплена определенная буква (литера) и конкретная цифра в пределах 1-9.

Контрольная сумма

Она является единой для всех банкнот евро и равна «8». Для того чтобы выйти на контрольную восьмерку, необходимо суммировать серийный номер (11 цифр) и прибавить к ним еще одну — ту, что соответствует литере, если посчитать ее порядковый номер в английском алфавите. В итоге должно всегда получаться одно и то же число, которое у подлинной банкноты неизменно равно восьми.

Категории признаков подлинности

Изображение Соловецкого монастыря на 500-рублёвой купюре модификации 2010 года
— визуальный осмотр: качество изображений, серия и номер.- на просвет: водяные знаки, комбинированные изображения лицевой и оборотной сторон, защитная нить, невидимые изображения или текст на защитной нити, полимерное окно, микроперфорация;- при увеличении: цветные волокна, скрытые изображения и микротекст, при обычном осмотре видимые как сплошной тон или линии;- при изменении угла обзора: цветопеременная краска, скрытые муаровые (радужные) полосы, кипп-эффект, голография, оптически переменная краска;- на ощупь: хруст бумаги, тиснение рисунка, бескрасочное тиснение бумаги;- машиночитаемые признаки: видимость элементов под инфракрасным и ультрафиолетовом излучении, магнитный эффект.

Полиграфические методы защиты

По статистике процент подделок бумажных денег и ценных бумаг в общем количестве экономических преступлений равняется приблизительно 7-9%. Логично, что предприятия, занимающиеся выпуском документов строгой государственной отчетности, стараются всячески обезопасить свою продукцию от потенциальных мошенников.

В отношении денежных знаков применяются следующие полиграфические способы защиты:

Гильошные элементы

Определение гильоша звучит как рисунок сложной геометрической формы, созданный переплетением множества тонких линий и используемый на оттиске в качестве фона. Это могут быть всевозможные виньетки, сетки, бордюры и прочие узоры, дизайн которых просчитывается автоматически, с использованием математических формул, имеющих десятки цифр после запятой. Вариантов гильошей существует бесконечное количество, что и создает трудности для подделки. Если гильошная композиция создается методом орловской печати, то воспроизвести размытость контуров и вовсе не представляется возможным. Элементы рисунков настолько малы по толщине, что справиться с копированием не способны даже ультрасовременные сканеры и множительные аппараты. Техника нанесения гильошей применялась еще в период правления Александра II. В 1866 г. ее использовали для выпуска новых ассигнаций.

Дефекты

Чтобы ввести в заблуждение фальшивомонетчиков, сыграв на их невнимательности, иногда при производстве купюр специально допускают различные огрехи. Например, ставят лишние знаки препинания или, наоборот, убирают нужную пунктуацию. Также это могут быть пропущенные буквы, кривые линии, знаки, сдвинутые в сторону от основной оси и т. д. Предполагается, что мошенники не обратят на подобные неточности внимания, из-за чего и попадут в зону внимания тех, кто знает о дефектах-ловушках и отслеживает их подделку.

Микротекст

Очень популярный способ защиты, особенно в век развития копировальной техники. Суть его лежит в том, что на бумажный или полимерный носитель наносится некий набор символов, воспринимаемый человеческим  глазом, как сплошная линия. На самом же деле это микротекст очень малого размера, как правило, в пределах 120 мкм. При сканировании он теряется на копии, так как копировальное оборудование не распознает такие мелкие знаки.

Скрытые изображения

Большинство фантомных (призрачных) рисунков создаются методом глубокой печати. В основе более простого способа лежит создание изображения из одинаковых по ширине линий, расположенных параллельно друг другу, но разных по рельефности. Тогда при обычном освещении никакой разницы видно не будет, а если посмотреть на банкноту под определенным углом, то станет заметно, что задний план значительно светлее переднего.

В усложненном варианте линии делаются одного рельефа, но передние будут перпендикулярны задним. В зависимости от наклона освещения оттенки переднего и заднего плана будут приобретать более светлые и темные оттенки, соответственно. Неподготовленным глазом и при отсутствии должного оборудования увидеть этот эффект достаточно сложно. Хотя на некоторых подделках он просматривается хорошо, причем независимо от угла зрения.

Метамерный эффект

Относится к категории скрытых изображений, дизайн которых закладывается еще при разработке общей концепции банкноты. Защита состоит в том, что различные материалы при одном освещении приобретают одинаковую окраску, а при другом — становятся совершенно другими по цвету. Сканеры и принтеры не способны воспроизвести подобный эффект. Ярким примером метамерного изображения служит рисунок кролика, сидящего в густых зарослях на одной из купюр Нидерландов. При обычном свете он невидим для зрения, а под красным фильтром просматривается очень четко и ясно.

Совмещающиеся элементы

Одна часть изображения наносится на лицевую сторону денежного знака, другая пропечатывается с изнаночной стороны. Просматривая купюру на просвет, можно увидеть, как элементы совпадают друг с другом по всем линиям, соединяясь в единую композицию. В противном случае это подделка. В стандартных типографских условиях воспроизвести совмещающиеся изображения крайне сложно.

Металлографическая печать

Впервые была применена в 1887 г. и с тех пор получила широкое распространение среди эмитентов денежных знаков. Из самого названия уже понятно, что основные формы изготавливаются из металла, а если быть точнее — стали и никеля. Визуально это пластины с хорошо отполированной поверхностью, на которые под прессом наносится нужный рисунок. Для создания формы-оригинала используется только ручная гравировка, так называемый «оригинальный штемпель».

Узоры, получающиеся на подобных гравировальных установках, состоят из множества линий, которые в ходе травления преобразуются в конечное изображение, видимое впоследствии на купюре. Чтобы растиражировать рисунок, необходимо настроить автоматизированную гальванолинию либо использовать высокочастотное оборудование.

Краска, наносимая на печатные формы, покрывает пробельные и гравюрные элементы с разной интенсивностью. Рисунок получается в результате давления формы на бумагу под большим прессом. Как утверждают специалисты, одно из основных преимуществ металлографии — возможность варьирования цветами и, как результат, получения широкого оттеночного спектра для печати, а также объемных и красочных изображений.

Различают два вида металлографической печати:

  • Высокий. Печатающие элементы располагаются выше пробельных, вследствие чего рисунок по краям имеет характерные «бортики», прощупывающиеся пальцами. Таким методом на банкноты наносятся серийные номера.
  • Глубокий. Элементы изображений располагаются ниже пробельных для того, чтобы при заполнении формы краской она оставляла при высыхании на бумаге более толстый слой. Повышенную рельефность можно протестировать на всех российских купюрах выпуска 1997 г. Также метод применяется для нанесения специальных меток для незрячих людей.

Описание

Считается, что глубокую печать изобрёл в конце XIX века Карел Клич. От плоской и высокой печати глубокая печать отличается тем, что толщина слоя краски на одном оттиске может меняться от десятков до сотен микрометров, тогда как обычно этот показатель стабильный и составляет около 1 микрометра. Такая особенность технологии обеспечивает рельефность элементов изображения, которые выступают над поверхностью бумаги. Шершавость изображений ощущается при прикосновении.

Предложил использовать способ гравировки в качестве основного технического элемента защиты от подделки сотрудник Гознака Иван Иванович Орлов, автор и других методов специальной печати: ирисовая печать, орловская печать.
Рельефный эффект используется как дополнительный защитный элемент при печати банкнот, бланков ценных бумаг (например, этот способ защиты используется предприятиями объединения «Гознак»). По мнению специалистов, в точности скопировать такие элементы невозможно, а подделка может быть обнаружена без специальных технических приспособлений.

В полиграфии глубокая печать традиционно использовалась для производства иллюстрированной продукции, например богатых на фотографии журналов, поскольку текст при глубокой печати выходит менее чётким, чем при высокой печати. Способом глубокой печати в советское время печатались такие многотиражные журналы, как «Здоровье», «Огонёк», «Работница». В художественной графике метод глубокой печати применяется в отдельных видах гравюры, в частности в офорте.

Сегодня способ глубокой печати является доминирующим на рынке производства упаковки, поскольку затраты на допечатную подготовку оригинал-макета и изготовление форм окупаются благодаря значительной тиражестойкости таких форм и большому тиражу продукции.

Производство бумаги

Для производства денежной бумаги используется лен и хлопок, обычно это обрезки из льняных и хлопчатобумажных тканей в разной пропорции. Ориентировочно процент целлюлозы составляет 95-98%. Сырье сортируется, проверяется на наличие инородных элементов, измельчается и отправляется в специальный котел, где под действием пара превращается в однородную бумажную массу. Далее, материал поступает в вымывную машину, хорошо промывается артезианской водой и смешивается с отбеливателем. Через несколько дней, когда масса приобретен нужную консистенцию, ее отправляют в размольную машину и смешивают с красителями и цветными волокнами.

Излишняя влага убирается путем прокатки через проволочную сетку, в процессе чего волокна между собой переплетаются и становятся похожими на бумажное полотно. Окончательный вид материал приобретает после прогонки через вакуумные валики и отсосы, чтобы еще больше уплотнить волокна и придать им требуемую структуру. Окончательный производственный этап — сушка. Здесь также используется система валиков, разогретых паром. После обработки бумага становится похожей на промокательную.

Чтобы добиться нужной плотности, бумагу пропитывают клеем, в составе которого содержится животный жир, а также глицерином. Готовые просушенные полотна разрезают на листы и отправляют на печать. После четко выдержанного технологического процесса купюры становятся устойчивыми к разрыву, многократным изгибам и характерно хрустят.

Дополнительно в бумагу добавляются различные защитные волокна, хаотично распределенные по общему полотну. Они могут быть как в толще листа, так и быть заметными на поверхности. Также существует практика ввода в сырьевую массу разноцветных полимерных частиц, кружочков, прямоугольников и прочих геометрических фигурок, обобщенно называемых конфетти.

Обязательный элемент денежных купюр — водяные знаки. Они могут быть двух- или многотоновые, представляя собой затемненные или, наоборот, высветленные участки, выделяющие на основном фоне листа. Водяные знаки должны хорошо просматриваться на просвете, но не иметь четких границ. Эффект размытости объясняется отсутствием однородности толщины бумаги. По своему назначению знаки различают на:

  • Локальные. Рисунок, размещенный в одном определенном участке купюры. Как правило, на купонном поле.
  • Общие. Рисунок, симметрично нанесенный по всему полю банкноты с определенным повторением.

Отсутствие оптического отбеливателя в составе денежной бумаги является причиной того, что в ультрафиолетовом свете она не люминесцирует. В отличие от обычной, которая под УФ-лампой начинает светиться голубым цветом.

В России поставки специализированной бумаги осуществляются из двух мест: Санкт-Петербургской бумажной фабрики Гознака и Краснокамской бумажной фабрики Гознака.

Характеристики печатной продукции

Глубокая печать имеет специфику, которая проявляется в конечном продукте. Характерные особенности полиграфии, изготовленной этим способом, следующие:

  • буквы с зубчатыми краями;
  • детальная проработка полутонов;
  • высокое качество;
  • яркость и насыщенность;
  • мягкость тоновых переходов;
  • запах летучих растворителей.

Технология решает проблемы с равномерностью при накате краски, пылением краски, растискиванием, что характерно для высокой и офсетной печати. Этих же недостатков лишена флексография. Преимущество последней — совместимость с большинством материалов. Вместе с тем флексография не позволяет достичь тонкой передачи тонов, так как не предусматривает непрерывного изменения толщины слоя краски на печатной форме.

Листовки, отпечатанные по технологии глубокой печати

Банкнотная бумага

Для производства банкнот евро используется особо прочная специальная бумага, изготовленная на основе хлопчатобумажного волокна, придающего ей особые тактильные ощущения по сравнению с обычной. На ощупь они имеют легкую шероховатость и жесткость. Банкнота евро не должна быть гибкой или иметь ощущение воскового налета. Это легко определяется, если слегка потереть купюру между пальцами. Первые защитные элементы наносятся на нее еще при отливе бумажной основы.

Водные знаки

Самыми первыми элементами защиты являются водяные (или водные) знаки, которые получаются методом изменения плотности и толщины бумаги в определенных ее местах. Благодаря этому на просвет хорошо заметны более плотные участки, которые выглядят темными, и наоборот. Водяные знаки имеют определенную форму и расположение. У полутоновых ВЗ границы перехода более плавные. Если смотреть купюру евро на свет, то на белом поле хорошо проявляются символы валюты и ее номинал.

Купюра евро использует два вида водных знаков:

  • Локальный. Расположен на широком белом поле, в виде многотонового перехода изображения, повторяющего фрагмент основного рисунка аверса, и номинал в цифровом формате, просвечивающий светлым за счет меньшей плотности.
  • Кодовый. Место расположения — живописное поле. Водные знаки выполнены в виде вертикальных полос пониженной плотности (светлые). Их размер и отдаленность друг друга варьируются в зависимости от номинала.

Защитные волокна

Представляют собой разноокрашенные или бесцветные волоски натурального или синтетического происхождения не более 1 см длины. Вносятся в состав бумаги на подготовительном этапе еще до отлива. Расположение их, как правило, спонтанное, хаотичное, поэтому на разных участках может меняться их общее количество, но в незначительных пределах. В евро используются бесцветные шелковые волокна трех типов. При ультрафиолетовом освещении они приобретают красный, синий или зеленый люминесцентный оттенок.

Конфетти

Имеет сходство с защитными волокнами, но представляют собой более крупные частицы, способные люминесцировать при освещении купюры ультрафиолетовыми или инфракрасными лучами. Имеют геометрически правильную одинаковую форму и радужное покрытие. Также вносятся в состав бумаги на этапе ее отлива.

Защитная нить

На банкноты евро и других мировых валют внедряется специальная узкая полоска полимерного блестящего материала. Делается это на этапе изготовления бумаги. На банкнотах евро защитная нить выполнена в скрытом варианте и становится видимой только при направлении на источник света. На темной металлизированной полоске виден дублирующийся негативно-светлый текст в виде надписи «EURO” и соответствующего обозначения номинала в цифровом формате. Прямое и перевернутое изображение чередуются друг с другом.

Принцип действия

Печать

Принципиальная схема действия офсетной машины

В традиционной офсетной печати краска переносится на бумагу, проходя через систему красочных валиков, формного и офсетного цилиндров. Форма чаще всего представляет собой пластину с фоточувствительным полимерным покрытием на металлической основе. Как правило, основой пластины служат сплавы алюминия (в советское время использовался картон «прессшпан» с нанесением покрытия).

Изготовление печатной формы офсетной печати

Для нанесения на печатную пластину изображения, необходимы стадии экспонирования и проявки, в процессе которых засвеченные части формы (соответствующие пробельным элементам) становятся гидрофильными и начинают смачиваются водой (увлажняющим раствором), но отталкивают любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоборот, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь, называются гидрофобными или олеофильными. Таким образом краска переносится исключительно на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения. При каждом повороте с помощью системы увлажняющих валиков, цилиндр с печатной формой увлажняется, а затем через систему красочных валиков на его гидрофобные части наносится краска. Изображение переносится с цилиндра печатной формой на резинотканевое полотно офсетного цилиндра, а оттуда — на запечатываемый материал. Наличие офсетного цилиндр способствует повышенной тиражестойкости и снижению дефектов печати.

Варианты формирования изображения на печатной форме

Существует несколько технологий переноса изображения на печатную форму. Среди них технология computer-to-plate или CtP, с помощью которой изображение напрямую переносится на печатную форму с помощью плейтсеттера. В традиционной печати изображение переносится с фотоформ, которые, в свою очередь, могут быть изготовлены цифровым способом, с помощью технологии computer-to-film или CTF, или вручную с помощью фотонабора.

Плюсы офсетной печати:

  • Возможность печати на любых видах бумаги и использования любых видов послепечатной обработки;
  • Печать больших тиражей за короткие сроки;
  • Значительное удешевление стоимости офсетной печати при больших тиражах.

Минусы офсетной печати:

  • При офсетной печати требуется допечатная обработка, что делает невозможным выполнение срочных заказов, например, за час;
  • Допечатная подготовка и приладка увеличивают стоимость. Печать малых тиражей может оказаться нерентабельной.

Печать цветных изображений

MAN Roland press

С помощью описанной выше технологии можно получить изображение только одного цвета — цвета краски, используемой в красочных валиках (исключение ирисовая печать). Есть несколько способов напечатать цветное изображение, из которых следует упомянуть два наиболее распространённых. Это печать в несколько прогонов (по сухому) и печать на многокрасочной печатной машине (по сырому). Оба этих способа основаны на разложении любого цвета на базовые цвета, например в системе смешения красок — CMYK, где для каждого цвета изготавливается своя печатная форма. Наиболее распространённые виды многокрасочных машин имеют собственные названия: двукрасочные, трёхкрасочные и так далее. Для обеспечения точной цветопередачи при печати используются системы контроля, основанные на денситометрии, колориметрии, спектрофотометрии а также аналоговая или цифровая цветопробы.

1.3 Бумага, используемая для изготовления банкнот.

Денежные
знаки печатают на высококачественной
прочной бумаге, специально предназначенной
для печати банкнот. В качестве сырья
для ее изготовления используют обрезки
хлопчатобумажной ткани и льняных
тканей. Цветные волокна для внедрения
в бумагу поступают в мотках, причем
волокна каждого цвета закупаются у
разных фирм. Волокна разрезают согласно
техническим требованиям. Далее сырье
сортируют вручную, и из него удаляются
инородные элементы, после чего его
отправляют на резку.

Полученная
масса направляется в роторный котел,
где при обработке перегретым паром
происходит ее превращение в бумажную
массу. После охлаждения и отжима масса
поступает в вымывную машину, где она
многократно пропускается через
специальные валы, снабженные стальными
ножами, и обильно промывается артезианской
водой. Далее к полученной массе добавляется
отбеливатель, и сырье помещается на
пористую поверхность, пропускают воду
и оставляют в таком виде на несколько
дней.

После
этого масса поступает в размольную
машину, где к ней добавляют цветные
волокна и краситель. Бумажную массу
помещают в очистную машину, а затем
пропускают через фильтр. Полученная
масса содержит 99-% Для ее удаления массу
многократно прокатывают по вращающейся
проволочной сетке, при этом волокна
переплетаются, и образуется бумага.

Полученная
бумага выдерживает многократный изгиб,
устойчива к разрыву и имеет характерный
хруст. Обычно бумага денежных знаков
содержит двух-или многотоновой водяной
знак- видимое на просвет чередование
более темных и более светлых участков.
Водяной знак наносится на бумагу, в
момент ее изготовления.

Орловская печать

Название процесса связано с фамилией его разработчика, Ивана Орлова, работавшего в конце XIX в. на фабрике «Гознака». В то время для печати каждого цвета, составлявшего рисунок на купюре, требовалась отдельная форма, которая оттискивалась на фрагменте специальной бумаги. Добиться идеальной накладки линий и границ краски было невозможно. Орлов спроектировал эластичный валик с мягкой структурой, на который переносились фрагменты рисунков с каждой промежуточной формы. С вала вся палитра красок перемещалась на общую форму, где цветовая картинка отображается уже в полной мере. Таким образом, многокрасочная однопрогонная печать позволяет исключить разрывы штрихов, наложения одного цвета на другой, а также другие дефекты в процессе работы. Краски совмещаются друг с другом  в неразрывных линиях буквально с ювелирной точностью, а необходимый фрагмент рисунка получается всего за один прогон листа через станок.

Первая печатная установка была запущена в действие в 1893 г., а первыми деньгами, опробованными на новом оборудовании стали кредитные билеты номиналом 25 руб. Примером орловской печати является орнаментальная полоска, расположенная слева на лицевой стороне российских купюр (кроме достоинства 10 руб.). Все штриховые элементы точно совмещены друг с другом, а если посмотреть банкноты на просвет, то можно увидеть, как закрашенные фрагменты с обеих сторон (лицевая и тыльная) сливаются в новый узор. Подделать такой эффект без наличия сложного оборудования нереально, боле того, право на использование подобных установок лицензируется на государственном уровне.

1.4 Способы печати.

Высокая
печать

Рисунок
на крупных банкнотах, серийные номера,
а также некоторые важные элементы на
купюрах малого номинала с целью защиты
от подделок выполняются способом высокой
печати. Печатающие элементы на формах
высокой печати расположены выше
пробельных , отсюда и название. Исторически
этот способ, по-видимому, первым получил
распространение в качестве технологии
тиражирования изображений (именно его,
например, использовал Иоганн Гутенберг
). Далее следуют такие операции: продольная
резка листов, поперечная резка,
формирование банкнотных пачек, перевязка
их бумажными лентами-бандеролями,
упаковка в термопленку и другие.

Глубокая
печать (металлографическая)

Способ
глубокой печати, когда краска, заполняющая
углубления в печатной форме, под большим
давлением переносится на бумагу. При
этом бумага вдавливается в углубления.
Рельеф, высота которого зависит от
глубины формы, образуется с обеих сторон
бумаги. Рисунок, выполненный металлографией,
выступает над поверхностью бумаги, что
определяется на ощупь и хорошо заметно
при увеличении. Даже самые тонкие штрихи
оттиска отличаются высокой четкостью.
Многоцветная металлография характерна
локальным изменением цвета линий без
их разрыва и сдвига. При офсетной печати
краска на бумагу наносится с промежуточного
эластичного вала, поэтому бумага не
деформируется, красочный оттиск окрашен
равномерно, края оттиска менее четки,
чем при прочих способах печати. При
высокой печати краска переносится на
бумагу с выступающих элементов печатной
формы под значительным давлением.
Красочный оттиск имеет по краям следы
выдавливания краски, бумага деформируется.
Чаще всего высокая печать используется
для нанесения серийных номеров банкнотов
и факсимиле подписей должностных лиц.

Офсетная
(плоская) печать

Офсетным
способом печатаются фоновая сетка,
различные розетки, а на мелких банкнотах
еще и основной рисунок. Краски обычно
разделяют на три цветовые группы —
синюю, красную и желтую,— и для каждой
группы фотоспособом изготавливается
отдельная печатная пластина (форма).
Краска с этих пластин переносится на
резиновое покрытие цилиндра, с которого
и печатается многоцветное изображение.
При этом обеспечивается очень точное
наложение цветов и получение четкого
высококачественного рисунка. Обе стороны
банкноты печатаются одновременно,
современные печатные машины работают
со скоростью до 8000 листов в час.

Рисунок
на крупных банкнотах, а также некоторые
важные элементы на купюрах малого
номинала с целью защиты от подделок
выполняются способом высокой печати.
Сделанная вручную гравюра на металле
(а иногда даже крупномасштабное
изображение) с помощью специальных
устройств преобразуется в металлическое
клише с многократно повторяющимся в
гравюры на металле реальном масштабе
рисунком
. При этом на одной пластине в
зависимости от размера банкноты
помещаемся 30—40 одинаковых рисунков

Орловская
печать

Это
специальный способ печати, применяемый
только при изготовлении высоко-защищенных
ценных бумаг, при котором многокрасочный
оттиск получают с одной печатной формы
за один цикл. Основной признак такого
оттиска – точное совмещение разноокрашенных
элементов без разрывов и смещения линий.
Орловская печать используется для
нанесения орнаментов, защитных сеток,
розеток и т.п. Этот способ требует
использования очень сложного оборудования.
В зависимости от вида применяемых
печатных форм может быть отнесен к
высокой либо офсетной печати.

Ирисовый
раскат

Плавное
изменение цвета линий оттиска вдоль
одной из сторон банкнота. При этом в
местах изменения цвета линии не имеют
разрывов или сдвига. Границы перехода
(изменения) цвета на различных экземплярах
одинаковых банкнотов четко не фиксированы
и могут незначительно сдвигаться.
Ирисовый раскат используется при
офсетной и при высокой печат

Какая есть защита у банкнот?

Евро – это одна из самых защищённых валют. При печати применяются только современные химсредства и технологии.

Используемый материал – специально разработанная хлопковая бумага. Она отличается серьёзной прочностью. При этом, если помять деньги, будет слышен лёгкий хруст. В ультрафиолете она не светится.

Лицевая сторона – гладкая, а вот оборот – шероховатый.

Номинал, аббревиатура «ЕЦБ» (пятиязычная), год выпуска и основная иллюстрация создаются при помощи рельефной печати. Все указанные элементы хорошо прощупываются вслепую.

Применяются и водяные знаки: сочетаются области разной плотности. Рядом можно различить вертикально ориентированные полосы: они исполнены в темных и светлых тонах – это штрих-код.

В зависимости от номинала применяются два типа голограммы. Серебристая полоса по всей ширине банкноты есть на 5, 10 и 20 евро. Для других денег предусмотрена геометрическая накладка. Оба варианта подразумевают прессованную печать на фольге: она имеет эффект трёхмерного изображения. На голограмме есть микроперфорация в виде денежного знака – она идентична для всех банкнот. Само изображение делается при помощи лазера и на ощупь не определяется.

Оборот 5, 10 и 20 евро имеет золотистую блестящую полосу. Если наклонять купюру, под разными углами можно увидеть число номинала и обозначение европейской валюты. Перламутровый блеск исполняется благодаря использованию иридирующей краски.

Преимущества и недостатки технологии

Важное преимущество глубокого способа печати — высокая производительность. Этого удается достичь при использовании красок, в составе которых — летучий растворитель

Они быстро закрепляются на рабочей поверхности. Ускорить процесс получается также ввиду отсутствия пазов и швов на форме.

В числе преимуществ технологии также:

  • реалистичность цветов;
  • детальная проработка оттеночных градиентов;
  • возможность воспроизводить одно- и многокрасочные изделия с предельной точностью по отношению к оригиналу;
  • большая площадь рабоей поверхности;
  • возможность наносить краску и холодный клей за один прогон;
  • расширение спектра используемых материалов.

Традиционно глубокая печать использовалась при работе с нетянущимися материалами (двуосноориентированным полипропиленом, лавсаном). Современные технологии расширили этот список. Теперь надписи и узоры наносят на тонкие пленки со значительным натяжением.

К слабым сторонам технологии относят сложность и дороговизну изготовления печатных форм, высокую себестоимость продукции при небольших тиражах, необходимость оснащения типографского цеха вентиляционным оборудованием. Еще один недостаток — сложность устранения дефектов на допечатной стадии. В редких случаях помогает дополнительное травление или гравирование на цилиндре, но чаще всего их невозможно скорректировать.

Барабан машины для глубокой печати

Сферы использования

Глубокая печать применяется для изготовления журналов с иллюстрациями, рекламных каталогов. Она подходит для нанесения изображений или спецзнаков на этикетки, упаковку, банкноты, марки. Этот способ особо выгоден при тираже 70 000+ экземпляров.

Технология подходит для печати не только на бумажных носителях, но и на:

  • металлической фольге;
  • полимерной пленке;
  • пакетах.

Еще один способ применения — дизайн интерьеров. Методом глубокой печати изготавливают обои, имитируя фактуру природного камня, дерева.

Чаще всего глубокую печать задействуют в производстве упаковки

Смотрите на видео, как работает машина глубокой печати FKF:

Способ печати

Использование при изготовлении бумажных денег различных приемов современной печати позволяет добиться изображения, имеющего различные особенности. Для печати европейской валюты используются следующие полиграфические способы:

Металлография

Метод глубокого вдавливания в бумагу под высоким давлением краски, предварительно нанесенной в нужных местах печатной формы. При этом вдавленная краска образует рельеф, получаемый с обеих сторон купюры. Легко обнаруживается при ощупывании или при просмотре под увеличением. Вплоть до самых мелких штрихов металлографические элементы отличаются превосходной четкостью. При использовании многоцветовой металлографии цвет меняется без наложений, сдвигов или разрывов. Для защиты евро использована металлография с эффектом, получившим название «орловского».

Орловская печать

Сложный в исполнении и затратный способ, предусматривающий новое нанесение на печатную форму краски для каждого цикла. Используется орловский метод только для особо ценных бумаг и денежных знаков с высоким уровнем защиты. Распознается по отсутствию наложений и разрывов в местах стыковки разноокрашенных элементов. Требуется наличие высокоточного, сложного печатного оборудования. В банкнотах евро орловская печать применена с лицевой стороны купюры.

Ирисовый раскат

Под ирисовым эффектом понимают плавный цветовой переход по одной из сторон купюры. Разрывы и смещения так же, как и в орловской печати, не допускаются. Границы градиентного перехода не имеют четкой фиксации и могут у разных банкнот иметь незначительные отклонения. Банкнота евро имеет ирисовый эффект с обеих сторон бумаги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector